Город в котором производят вертолеты. Легкие вертолеты России

Оригинал взят у коллеги gelio в Казанский вертолётный завод — производство Ми-8 и «Ансат»


Казанский вертолетный завод в середине прошлого века первым в стране освоил серийное производство винтокрылых машин. Начиная от дебютной модели КБ Михаила Миля Ми-1 — до современных модификаций самого массового семейства вертолетов Ми-8. Кроме того, впервые в российской практике на заводе в Казани с нуля спроектировали и освоили выпуск лёгкого вертолёта «Ансат». Предприятие входит в холдинг «Вертолёты России». За свою историю КВЗ выпустил более 12 тысяч вертолётов, которые поднимались в небо сотен стран мира.

1. Основная продукция казанского предприятия сегодня это всемирно известные многоцелевые вертолёты семейства Ми-8 и его экспортного варианта Ми-17.

Прототип вертолёта этого семейства был испытан в июле 1961 года в Москве, а спустя четыре года началось его серийное производство. 26 октября 1965 года взлетел первый серийный вертолет Ми-8, командиром экипажа был летчик-испытатель Леонид Антропов. С появлением серийных образцов, вертолет начал принимать участие во всех крупных международных выставках. Вертолет перелетал своим ходом из страны в страну, и однажды в одно из таких турне летчик Герман Алферов налетал 35 тысяч километров, тем самым совершив «кругосветный перелет». Сегодня Ми-8 является самым массовым в мире вертолётом с двумя двигателями — его эксплуатируют более чем в полусотне стран мира.


2. Ми-8-МТВ-1 на стоянке в лётно-испытательном комплексе завода. Высотная транспортная модель Ми-8 может подниматься до 6 километров. Максимальная взлётная масса 13 тонн. Эксплуатируется почти в любых климатических условиях и на автономных необорудованных площадках.

3. «Ансат».

Это собственная разработка казанского завода. Лёгкая многоцелевая машина впервые в истории российского вертолётостроения была спроектирована не отдельным специализированным бюро, а непосредственно конструкторами серийного производства.

4. В самом начале Великой Отечественной войны в Казань из Ленинграда эвакуировали авиазавод №387. Его объединили с местным заводом обозных изделий, который начинал с производства телег, тачанок и прочего конного хозяйства. В годы войны новое авиапредприятие массово выпускало легендарные боевые «этажерки» У-2 (По-2). После Победы казанцы освоили сборку самоходных комбайнов. Первое в СССР серийное производство вертолётов в Казани начали в 1951 году.

5. Фюзеляжно-сборочный цех. Здесь стыкуют среднюю и носовую части Ми-8/17.

6. Подготовка носовой части Ми-8 к остеклению.

7. Подготовка к внутренней отделке средней части фюзеляжа.

8. Стапельная сборка носовой части.

9. На Казанском вертолётном заводе сегодня трудится около 6 тысяч человек. Средняя зарплата 38 тысяч рублей. В долгой истории предприятия бывали разные времена. В суровые годы войны заводчане недоедали, выявлялись случаи дистрофии. Известен эпизод, когда голод подтолкнул двух мотористов к отчаянной охоте: они угнали собранный У-2 и в воздухе начали расстреливать стаю гусей из пулемёта.

10. В экономически непростые 1990-е годы казанцы вели переговоры с известными компаниями Eurocopter и Bell о совместном проекте лёгкого вертолёта, адаптированного для России. Однако европейцы и американцы в ответ предлагали лишь «отвёрточную сборку» их моделей. Именно это в итоге и привело к созданию на казанском заводе собственного конструкторского бюро и разработке с нуля отечественного многоцелевого вертолёта «Ансат».

11. Прототип «Ансата» был создан в 1997-м. В воздух впервые машина поднялась в 1999 году.

12. Название «Ансат» с татарского переводят как «простой» или «лёгкий». Этот вертолёт может перевозить около 1300 кг полезной нагрузки.

13.

14. Одним из главных преимуществ вертолёта «Ансат» считают многофункциональность. Машину можно быстро трансформировать под различные нужды: перевозку пассажиров или грузов, для борьбы с пожарами, поисково-спасательных работ и т.д.

15. Фюзеляж «Ансата» цельнометаллический. А в производстве несиловых элементов конструкции широко применяются композиционные материалы. Лопасти винта — стеклопластиковые.

16. Подготовка заднего отсека фюзеляжа Ми-8 к монтажу радиоэлектронного оборудования.

17. Количественный рекорд выпуска Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда Казанский завод произвёл 371 машину, больше одного вертолёта в день.

18. Клёпка хвостовой балки.

19. Цех окончательной сборки.

20. На Ми-8 устанавливают два газотурбинных высотных двигателя максимальной мощностью 2200 л.с. Если в полёте отказывает один мотор, второй автоматически выходит на повышенную мощность.

21. Колонка несущего винта Ми-8. Пятилопастной винт на крейсерском режиме делает 192 оборота в минуту.

22. Ми-8-МТВ-1 берёт на борт в основных и дополнительных баках до 3,5 тонн топлива. Максимальная дальность полёта превышает 1000 километров.

23. Монтаж электроники в носовой части кабины Ми-8. Радиоэлектронное оборудование вертолёта позволяет ему летать в любое время суток, в том числе в сложных метеоусловиях.

24. В рамках программы холдинга «Вертолёты России» по созданию среднего многоцелевого вертолёта Ми-38 завод отвечает за постройку опытных прототипов вертолёта и организацию его серийного производства.

25. Монтаж жгутов электропроводки в грузо-пассажирской кабине вертолёта «Ансат».

26. Многоцелевой «Ансат», помимо стандартной, выпускается в учебно-тренировочной модификации для подготовки военных пилотов. Крайне перспективной и востребованной является также медицинский вариант: оборудование такого вертолёта позволяет не только перевозить больных, но и проводить реанимацию во время полёта.

27. Сборка коммутационных панелей на вертолете «Ансат».

28. Силовая установка «Ансата» — два 630-сильных двигателя компании Pratt & Whitney Canada. Электронно-цифровая система управления позволяет продолжить взлёт машины в случае отказа одного двигателя. В перспективе планируется оснащать «Ансат» двигателями российского производства.

29. Процесс дождевания.

30. Под интенсивный «душ» вертолёт помещают для проверки герметичности и влагозащищённости кабины.

31. Цех фрезерной механообработки.

32. Элементы несущего винта промывают после гальванического нанесения кадмиево-фосфатного покрытия. В марте 2018 года на Казанском вертолётном заводе открыли обновлённое гальваническое производство.

33. Цех цельнометаллических лопастей.

Существует легенда, что наладить производство надёжных и долговечных цельнометаллических лопастей в Казани помог подарок Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущёву: в 1960 году американский президент преподнёс советскому лидеру два вертолёта Сикорски S-58. И вскоре казанский завод начал внедрять у себя металлические лопасти для Ми-4.

34. Лопасти несущего винта покрывают герметиком.

35. Готовые лопасти маркируют при помощи трафарета.

36.

37. Авиационный учебный центр.

Комплексный тренажёр вертолёта Ми-8-МТВ. Кроме теории и непосредственной лётной практики, программа учебного центра по требованиям Росавиации включает обязательные занятия на тренажёре.

38. Тренажёр Ми-8-МТВ для Казанского учебного центра был изготовлен в Санкт-Петербурге. Специальное оборудование воспроизводит шум и вибрацию двигателя на разных режимах. Кабина тренажёра позволяет имитировать полёты в тёмное время суток при помощи очков ночного видения.

39. Комплексный тренажёр незаменим для отработки действий экипажа Ми-8 в чрезвычайных ситуациях, например, при отказе двигателей.

40. Предполётный осмотр вертолёта «Ансат» на лётно-испытательном комплексе. Недавние тесты в Якутии и Пакистане доказали возможность использования «Ансата» в диапазоне температур от минус до плюс 45 градусов по Цельсию.

42. После демонстрации на международных авиасалонах казанские «Ансаты» заинтересовали зарубежных потребителей. К примеру, первые машины в медицинской комплектации уже в 2018 году отправятся в Китай.

43. Реанимационные «Ансаты» уже работают в Курской, Курганской, Псковской, Московской и Волгоградской областях, а также в Татарстане.

44. Заход на посадку Ми-8-МТВ-1.

45. Любопытный факт: у Казанского вертолётного завода есть сертификат от министерства обороны США. Несмотря на возражения конгресса, американское оборонное ведомство закупало партию казанских Ми-17 для использования в экстремальных условиях Афганистана.

Тысячи вертолетов – от небольших, весом в несколько десятков килограммов, до многотонных гигантов − регулярно бороздят просторы воздушного океана. Вертолет, в отличие от самолета, не нуждается в аэродромах, так как способен взлететь, сесть вертикально, перемещаться горизонтально с разными скоростями и висеть в воздушном пространстве на одном месте. Такие свойства вертолета делают его ценной, а в некоторых случаях и вовсе не заменимой машиной.

Вертолеты перевозят пассажиров и грузы в отдаленные селения, которые расположены среди лесов или гор, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают при борьбе с лесными пожарами и наводнениях. С их помощью ведут успешную борьбу с вредителями полей, производят гравиметрические и геофизические съемки местности, проверяют высоковольтные линии электропередач на исправность и др. В последние годы их систематически используют в качестве подъемных кранов на стройплощадках, при укладке трубопроводов и так далее. Вертолеты − это важная составляющая военно-воздушных сил во многих странах мира. Ученым всего мира принадлежит создание научной теории вертолетов, без которой невозможно было бы добиться таких успехов в современном вертолетостроении.

Традиционно весь вертолетный рынок делят на две части: гражданский и военный. Гражданский, в свою очередь, содержит вертолеты государственных структур и коммерческих компаний, которые обеспечивают помощь в чрезвычайных ситуациях и общественную безопасность. Стремительно развивающимися направлениями гражданского сектора являются транспортные вертолеты с салонами люкс-класса для полетов важных персон и вертолеты для обслуживания морских нефтедобывающих платформ.

Гражданский спектр рынка намного превосходит военный. Однако в реальном денежном выражении, по мнению экспертов, военные вертолеты составляют больше 70 процентов контрактной стоимости поставок. Основная причина этого – повсеместное старение военных вертолетов прошлых поколений. Многие страны мира подошли к циклической необходимости глобального обновления парков своих вертолетов.

Вертолеты России

Несмотря на все кризисы, наша вертолетная отрасль по-прежнему развивается, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но, главное, отмечается тенденция поступательного движения. Объемы продаж вертолетов в известных корпорациях нашей страны постоянно увеличиваются. Успешно продолжаются внедрение и реализация многих программ по продаже новой и модернизации уже существующей воздушной техники. Для эффективного развития отрасли в будущем требуется постоянное наращивание заказов при господдержке.

Многие холдинги имеют огромный потенциал для развития, поскольку отечественное вертолетостроение является одним из лидирующих в мире. Многие научные и конструктивные решения российских и советских конструкторов до сих пор используют за рубежом. Наши Ми-8, Ми-12 можно встретить в любой стане. Они пользуются невероятной популярностью вот уже не один десяток лет.

Безусловно, еще далеко не все удалось реализовать. Перед нами стоят серьезные задачи по реформированию отрасли, которое должно повлечь за собой финансовые и производственные показатели. Важно, чтобы российский эксплуатант воздушной техники имел возможность купить тот вертолет, который ему нужен. Нам нужно расширить присутствие на мировом вертолетном рынке. Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием.

Реконструкция российского вертолетостроения является давно накипевшей и требующей решения проблемой. Последующая деятельность в условиях современной рыночной экономики при сохранении структуры плановой системы сильно усложняется, но все же заметны явные улучшения.

Вертолеты мира

Вертолетная техника эксплуатируется больше чем в 190 странах. Как уже было сказано, она используется как в военных, так и в гражданских целях.

Современная ситуация в вертолетной отрасли основана на производстве и спросе, который обеспечивают заказчики-эксплуатанты. На мировом рынке вертолетов сформировались три главных класса воздушных машин:

  • 1) тяжелые – больше 15 тонн;
  • 2) средние – 5−15 тонн;
  • 3) легкие – до 5 тонн.

Но часто для классификации мирового парка используется более детальная разбивка, причем учитываются и переходные модели.

В последние годы прослеживается стремительный рост производства и реализации вертолетной техники. За последние пять лет на мировом рынке было продано больше 8 тыс. вертолетов на сумму порядка 40 млрд долларов.

На этапе создания и формирования вертолетостроение можно охарактеризовать следующими признаками: этапность и регионального в его развитии. Как известно, широкое применение вертолеты получили только в 20 веке. Нужно отметить 3 этапа в развитии: формирование, постоянная советско-американская конкуренция и современный евроамериканский этап.

Как следствие, на сегодняшний день есть 4 региона создания и производства вертолетов: европейский, американский, Россия и страны бывшего СССР, Индия-Китай.

Создание и производство вертолётной техники в России началось в двадцатых годах ХХ века и было ориентировано на удовлетворение интересов государства и его исполнительных органов. В период существования СССР основным являлся серийный выпуск средних и тяжёлых вертолётов, которые состояли на службе вооружённых сил и использовались в некоторых отраслях народного хозяйства. Лёгкие геликоптеры производились в советское время крайне ограниченными сериями и существенно уступали по своим техническим характеристикам и качеству зарубежным аналогам. В настоящее время ситуация кардинально изменилась. Теперь российского производства обладают завидной конкурентоспособностью и готовы к завоеванию мировых рынков.

В статье будут рассмотрены некоторые модели малых геликоптеров, которые производятся в РФ.

Где используются лёгкие вертолёты?

В настоящее время России используются при выполнении следующих задач:

  • патрулирование протяжённых трубопроводов, линий высоковольтных электропередач, шоссе и магистралей;
  • ведение работ по экологическому мониторингу;
  • доставка небольших грузов и почтовых отправлений;
  • обеспечение бизнес-полётов и рейсов гражданского характера;
  • обучение пилотов в лётных школах.

Это далеко не полный список отраслей, в которых является целесообразным применение геликоптеров, так как число сфер их применения с каждым днём становится всё больше.

Сегодня лёгкие постепенно вытесняют из перечисленных областей их использования тяжёлый и средний воздушный транспорт. Это связано с тем, что его эксплуатация в сравнении с малыми машинами является экономически нецелесообразной.

«Ми-34» - первый лёгкий вертолёт России

Производство малых геликоптеров «Ми-34» берёт начало в 1993 году, когда было создано ОАО ПО «Лёгкие вертолёты Ми». Инициаторами этого стали ведущие компании России, занимающиеся строительством воздушного транспорта, такие как Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля, завод «Прогресс» Арсеньевской авиационной компании, Вятский машиностроительный завод «Авитек», компания «Агрегат» и другие организации. Целью создания компании являлась разработка и дальнейшее серийное производство лёгких вертолётов «Ми-34» и их модификаций, поиск потенциальных покупателей, налаживание сервисного обслуживания, проведение работ по ремонту таких машин, организация учебного процесса для лётчиков и инженерно-технического состава, разработка новых видов малых геликоптеров.

Результатом деятельности этого предприятия стало создание первого в России сертифицированного лёгкого вертолёта «Ми-34С». Такой геликоптер применяется для перевозки пассажиров и грузов, организации воздушного патрулирования, обучения и тренировки пилотов, проведения оценки последствий аварийных ситуаций и решения оперативных задач коммунальными и муниципальными службами городов.

Первые лёгкие вертолёты России «Ми-34С» даже сегодня являются конкурентоспособными как на отечественном рынке, так и за рубежом.

Лёгкие вертолёты «Ансат»

Лёгкий вертолёт «Ансат» создан инженерами конструкторского бюро ОАО «Казанский вертолётный завод». За разработку этой модели геликоптера сотрудники предприятия взялись ещё в далёком 1994 году. Первая машина поднялась в небо в 1999 г. и была оснащена электронной дистанционной системой управления. Массовое производство «Ансата» началось в 2004 году.

В зависимости от комплектации геликоптер можно применять для решения аварийно-спасательных, санитарных, патрульных и учебно-тренировочных задач.

Этот вертолёт имеет возможность транспортировать грузы весом до 1300 килограмм и способен перевозить до девяти пассажиров. Геликоптер обладает достаточно хорошими лётно-техническими характеристиками: его дальность полёта может составлять 520 км, крейсерская скорость достигает 240 км/ч, максимальная высота - 6 тысяч метров.

Лёгкие вертолёты России «Ансат» стоят на вооружении армии и министерства по чрезвычайным ситуациям РФ.

«Ка-226» - основа вертолётного парка РФ

Вертолёт «Ка-226» является продуктом глубокой модернизации геликоптеров лёгкого типа «Ка-26» и «Ка-126». Этот сохранил лучшие характеристики своих «родителей» и приобрёл более высокие показатели в области экономии топлива и качества транспортировки.

В настоящее время «Ка-226» можно назвать «рабочей лошадкой» в линейке лёгких вертолётов России. Ведь он получил новый фюзеляж балочного типа, состоящий из алюминиевых сплавов и стеклопластика. Кабина пилотов стала более комфортной. В ней появилось новое оборудование, которое позволяет осуществлять полёты днём и ночью вне зависимости от погодных условий. Транспортная кабина является съёмным элементом. Такая компоновка позволяет установить дополнительные пассажирские кресла общим количеством до 9 штук, оборудовать вертолёт медицинским модулем, организовать специальный отсек для перевозки грузов.

Геликоптеры «Ка-226» можно использовать в различных целях. К примеру, использует такие вертолёты для обеспечения аварийно-спасательных операций, а также в качестве санитарных и пожарных машин. Муниципальные органы городов используют этот транспорт в качестве скорой медицинской помощи, для обеспечения правопорядка и перевозки пассажиров. По многим техническим параметрам лёгкий вертолёт «Ка-226» превосходит аналоги зарубежного производства.

«Беркут» — новый виток в вертолётостроении

Лёгкий вертолёт «Беркут» разработан частной компанией «Беркут Аэро» и является прямым конкурентом западных малых геликоптеров. Основное отличие российской машины от своих зарубежных соперников заключается в применении соосной схемы, которая предполагает применение двух несущих винтов вместо одного.

Дальность полёта такого геликоптера может составлять 600 км, крейсерская скорость достигает 170 км/ч, максимальная высота полёта - до 3500 метров.

Лёгкие вертолёты России «Беркут» на сегодняшний день обладают высокой конкурентоспособностью на рынке, так как имеют более низкую стоимость приобретения, не требуют высоких эксплуатационных затрат и могут стать незаменимыми и универсальными помощниками в различных отраслях промышленности и бизнеса.

«Афалина» - новейший сверхлёгкий скоростной вертолёт

В 2015 году российскими инженерами был создан новейший вертолёт «Афалина». Эта модель относится к лёгким двухместным однодвигательным геликоптерам, в которых применяется двухвинтовая соосная схема и тандемное расположение пилотов. «Афалина» может преодолевать расстояние до 750 км и имеет максимальную скорость до 250 км/час.

По заверениям компании-разработчика, такие лёгкие вертолёты не имеют более аналогов ни в России, ни за её пределами. «Афалина» может заправляться обычным автомобильным топливом и является универсальным помощником МЧС, МВД и других государственных учреждений России.

Лёгкие вертолёты России на вооружении армии

Лёгкие вертолёты России можно увидеть на вооружении армий как РФ, так и стран Ближнего Востока, Африки, Азии, Латинской Америки. Военные ценят эти машины за их многофункциональность, доступность, экономичность, возможность использования в условиях ограниченного пространства.

Лёгкие вертолёты также состоят на вооружении военно-морских сил в качестве боевых единиц при проведении аварийно-спасательных операций и эвакуации больных, раненых и пострадавших.

Заключение

В России на сегодняшний день имеется несколько десятков умельцев, которые занимаются сборкой малых геликоптеров в домашних условиях. Эти люди изобретают и конструируют такие машины, выкладывают в Интернет чертежи лёгких вертолётов и делятся опытом на специальных форумах. К примеру, одним из таких мастеров является Дмитрий Дмитриев из города Тольятти.

В настоящее время лёгкие вертолёты России завоёвывают всё большую популярность и становятся универсальными помощниками в различных сферах. Имея низкую стоимость эксплуатационных затрат, они успешно заменяют средние и тяжёлые машины, которые не всегда эффективны в решении определённых задач. Благодаря богатому опыту вертолётостроения, российские лёгкие геликоптеры обладают высокими показателями конкурентоспособности на отечественном рынке и за его пределами.

Завод основан в 1933 году, как деревообрабатывающее предприятие, позже получил название завод № 387.
В 1941 году начал производство бипланов По-2. Число По-2, выпущенных за годы войны, превысило 10000 самолётов, что составило 10 % от всех самолётов, произведённых в Советском Союзе за годы Второй мировой войны.

В 1951 году завод начал производство вертолётов Ми-1. В 1956 году начались экспортные поставки вертолётов. В 1965 году началось производство вертолётов Ми-8 - самого распространённого вертолёта в мире...

Слава снова опубликовал интереснейшие фотографии с Казанского вертолетного завода- gelio-nsk.livejournal.com/180576.html Всегда интересно узнать подробности про работающее большое предприятие. По традиции утащил к себе интересное в ЖЖ о Казани.
Интересный коммент у него в посте: "это самые популярные\продаваемые вертолеты в мире в своем классе.Пожалуй 2й по экспортной популярности российский продукт после нефти."

ОАО "Казанский вертолётный завод" – производитель вертолётов семейства Ми-8/17, входящий в российский вертолётостроительный холдинг "Вертолёты России". Завод осуществляет полный цикл создания вертолётной техники от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта. За всю существования предприяти более 12 000 вертолётов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, "«Ансат" и их модификаций поставлено в 100 стран мира.

Токарный цех оснащен обрабатывающими центрами японской фирмы фирмы Mazak.

Транспортировщик ппаллет на автоматизированной линии

Инструментальный магазин обрабатывающего центра

Лопастное производство
Казанский вертолетный завод – единственное в России и в мире предприятие, выпускающее лопасти по трем принципиально различным технологиям: изготовление металлических лопастей, композитных лопастей методом намотки и выкладки.

Производство металлических лопастей.
В основе жесткости заложен каркас в форме сот. Растяжка сотового блока.

Растянутый сотовый блок

Нервюры
Это элемент поперечного силового набора каркаса лопасти, предназначенный для придания им формы профиля.

Подвязка сотового блока к нервюрам

Нанесение грунтовки на лонжерон

Подрезка клеевой пленки при сборке нагревательной накладки

Проверка качества клеевого соединения хвостовых отсеков с лонжероном

Прям Рома Зверь)

Агрегатно-Сборочный цех

Работы по сверлению и клепке створок капота на комплектовочном стенде(подготовительные работы перед установкой капотов на фюзеляж)

Верхняя площадка стенда монтажа капотов силовой установки на фюзеляж.

Сборка и клепка десантных сидений.

Заклепочные швы на поверхности хвостовой балки

«Роствертол» - российская авиастроительная компания холдинга «Вертолёты России», входящая в «Ростех». Базируется в Ростове-на-Дону. Более 75 лет занимается производством авиационной техники и 60 лет делает вертолёты марки Ми. Сейчас выпускает гражданские и военные вертолёты серии Ми-26Т, военные Ми-35М и Ми-28Н «Ночной охотник».


1. Авиационный завод №168 был основан в 1939 году для производства боевых и гражданских самолётов. В дальнейшем он был перепрофилирован и стал серийным изготовителем вертолётов.

2. Первенцем серийного вертолётостроения стал вертолёт Ми-1, созданный конструкторским коллективом под руководством М.Л. Миля. Именно тогда началось творческое сотрудничество предприятия с Московским вертолётным заводом (МВЗ) им. Миля. В 1956 году завод освоил выпуск первого тяжёлого транспортно-десантного вертолёта Ми-6. На нём выполнялись работы по сооружению мостов, монтажу оборудования заводов, транспортированию и установке буровых вышек и др. Ми-6 производился серийно более 20 лет.

Сегодня «Роствертол» производит вертолёты как для российских, так и для иностранных государственных и коммерческих организаций. Выпущенные предприятием вертолёты эксплуатируются более чем в 30 странах СНГ, Европы, Азии, Африки и Южной Америки.

3. Отделение №7 АО «МВЗ им. М.Л. Миля» является одним из участников процесса опытно-конструкторских работ, расположенном на территории ПАО «Роствертол». Его сотрудники занимаются разработкой конструкторской документации, сопровождением и модернизацией авиационной техники. В процессе работы специалисты отделения применяют электронные методы проектирования, проводят отработку всех конструктивных размеров новых вертолетов, их характеристик и параметров.

4. Производственный процесс на ПАО «Роствертол» представляет собой взаимосвязанный комплекс различных основных и вспомогательных производств, а также служб подготовки производства.

Кузнечно-прессовое производство - одно из подразделений, с которого начинается производство вертолётов. Здесь проводятся работы по объёмной штамповке из цветных и чёрных металлов.

5. Пятитонный штамповочный молот. Температура металла во время обработки колеблется от 1000 до 1100⁰С.

6. Инструментальный цех – один из трех основных цехов подготовки производства вертолетов.

7. Гальваника.

Все алюминиевые детали вертолётов перед началом сборки машины в обязательном порядке защищают от коррозии. Делают это на автоматизированном участке анодирования. В химических растворах под действием электрического тока на поверхности металла создаётся прочная оксидная плёнка, защищающая основной металл.

8. Производство лопастей несущих и рулевых винтов вертолётов.

9. На замену металлическим пришли лопасти нового поколения - из композиционных материалов. Стеклянные нити пропитывают и собирают из них ленты для намотки лонжеронов лопастей вертолётов Ми-35М и Ми-28НЭ. Такие лопасти более надёжны, так как не подвержены коррозии.

10. Станок для спиральной намотки лонжерона из стеклоленты, пропитанной эпоксидным составом.

11. Агрегатно-сборочный цех.

12. Здесь выполняется сборка агрегатов планера будущих вертолетов. Например, в таком вертолёте как Ми-26 насчитывается более 20 тысяч заклёпок.

13. Здесь же осуществляется контроль готовых изделий, отработка и регулировка систем вертолётов.

14. В конструкции вертолета можно выделить следующие части:
- Планер (фюзеляж, крыло, стабилизатор, несущий и рулевой винты);
- Системы вертолета (гидравлическая, топливная, масляная, пневматическая, несущая и др.);
- Силовая установка;
- Радиоэлектронное оборудование;
- Авиационное оборудование;
- Вооружение и средства защиты.

15. Цех окончательной сборки.

В цехе окончательной сборки на вертолёт устанавливают двигатели, трансмиссию, навигационные системы, вооружение. В общем, делают всё то, что превращает пустой фюзеляж в летательный аппарат. Работа организована в определённой технологической последовательности.

16. Это огромный производственный корпус, условно разделённый на производственные участки, каждый из которых отвечает за определённый этап сборки вертолёта.

17. Первыми к сборке приступают специалисты винто-моторной группы.

18. Они устанавливают двигатели, главный редуктор, агрегаты трансмиссии, автомат перекоса, втулку несущего винта, отдельные элементы системы управления.

19.

20. Настройка бортовой электроники происходит в соответствии с инструкциями, согласованными с заводом-изготовителем электронных систем и разработчиком вертолётов - МВЗ им. М.Л.Миля.

21. В технологическом процессе сборки вертолета участвуют специалисты по прокладке жгутов - монтажники электрооборудования.

22. Следующие - специалисты, монтирующие топливные баки, собирающие гидросистему и завершающие сборку системы управления. Пока идут сборочно-монтажные работы на вертолете, отдельный участок выполняет сборку пультов, приборных досок, далее выполняется их установка на вертолёт.

23. После этого вертолёт поступает на стенд отработки под током. Завершается этап сборки регулировкой управления.

24. В контрольно-испытательном цехе выполняется наземная отработка под током электрорадионавигационного, приборного и специального оборудования вертолёта.

25. Перемещение вертолёта по цеху с помощью радиоуправляемого автономного электрического тягача.

26. После окончания монтажа и проверки работы всех систем воздушное судно передают на лётно-испытательную станцию (ЛИС), где происходит дальнейшая отработка систем вертолёта.

Завершающим этапом являются контрольно-испытательные полёты вертолёта с проверкой работоспособности всех систем в воздухе.

27. Ми-26.

«Роствертол» выпускает самые грузоподъемные в мире серийные вертолеты семейства Ми-26, способные транспортировать до 20 тонн груза внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.

28. Это единственный в мире вертолёт с 8-лопастным винтом диаметром 32 метра. Имеет два двигателя по 11 400 л.с. каждый. Двигатели Ми-26 потребляют по 3 тонны топлива в час.

29. Если Ми-26 поставить рядом с самолётом Boeing-737, то вертолёт окажется длиннее.

30. Кабина Ми-26Т. Экипаж этого тяжеловоза состоит из 5 человек.

31. А это для сравнения кабина Ми-26Т2 - модернизированной версии Ми-26Т. Основное отличие - управлять машиной могут три человека вместо пяти. При необходимости работы с внешней подвеской к экипажу присоединяется четвертый - бортмеханик.

32. В новой модификации Ми-26Т2 способен совершать ночные полёты и оборудован так называемой «стеклянной» кабиной. Вместо аналоговых приборов в кабине установлены многофункциональные дисплеи - это позволяет существенно снизить нагрузку на экипаж.

33. По высоте вертолёт сравним с трёхэтажным домом.

34. Вертолет не требует специальных аэродромных средств технического обслуживания и способен к длительному автономному базированию. Максимальная дальность полета вертолета – 1920 км.

35. Благодаря уникальной грузоподъёмности эти тяжеловозы пользуются большим спросом как в России, так и за рубежом.

36. Ми-28Н «Ночной охотник».

На «Роствертоле» также производится новейший ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник». Он предназначен для уничтожения бронетехники, поражения низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушной разведки. Для этого у вертолета есть все необходимое: высокая скорость полета, боевая живучесть, широкая номенклатура современных средств защиты и поражения.

37. Вертолёт способен выполнять полёты днём и ночью на предельно малых высотах (10-25 м), используя защитный рельеф местности. Обладает высокими лётно-техническими характеристиками, способностью обнаруживать и уничтожать цели в кратчайшее время, а также высокой боевой защищённостью от пуль и снарядов.

38. Первый Ми-28Н был изготовлен в августе 1996 года, а в ноябре новый вертолет совершил первый полет.

39. Ми-28Н за время эксплуатации в Российской армии был по достоинству оценен военными летчиками. Появление этого типа вертолетов значительно расширяет возможности отечественной армейской авиации. Знаком признания новой машины в российской армии можно назвать тот факт, что знаменитая пилотажная группа ВВС России «Беркуты» с 2012 года выступает, в том числе, и на «Ночных охотниках».

40. Бронекабина экипажа выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, боковые - 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой.

41. Ми-28Н оснащён внушительным арсеналом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка, комплекс управляемых ракет «Игла» и главная сила «Ночного охотника» - ракеты «Атака», против которых не выстоит ни один современный танк противника.

42. На вертолёте в шарообразном обтекателе над втулкой несущего винта установлена многофункциональная бортовая радиолокационная станция (РЛС). Она позволяет вертолёту вести поиск целей, используя для маскировки рельеф местности или деревья, выставив из укрытия только свою «макушку». РЛС Ми-28Н способна «видеть» врага на расстоянии 20 км даже в темноте и обеспечивать решение пилотажно-навигационных задач.

43. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублированы. Кабина экипажа надежно бронирована, что обеспечивает защиту от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм.

44. На «Роствертоле» с 2016 года серийно производятся две модификации «Ночного охотника»: Ми-28УБ (учебно-боевой вертолет для военно-космических сил РФ) и Ми-28НЭ с двойным управлением (экспортный вариант вертолета, отвечающий требованиям зарубежных заказчиков).

45. МИ-35М.

В течение многих лет «Роствертол» выпускал легендарный Ми-24В, который состоит на вооружении десятков стран мира. На его основе был создан новый многоцелевой ударный вертолёт Ми-35М, который собирают здесь с 2005 года.

46. Благодаря программе модернизации, вертолет Ми-35М стал многоцелевой машиной, способной выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме. Вертолет оснащен несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм» и «Атака». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченного крыла и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на массе вертолета. X-образный рулевой винт обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшением уровня шума. Получила машина и новые двигатели, что позволило увеличить высотность вертолета.

47. Вертолёт предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого, Ми-35М может использоваться для перевозки различных грузов в грузовой кабине и на внешней подвеске.

48. Ми-35М отличается высокими лётными характеристиками. Он может выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция обеспечивает вертолёту повышенную боевую живучесть, а также снижает трудоёмкость технического обслуживания.

49. Главными эксплуатантами Ми-35М являются российские военные. Летчики армейской авиации различных военных округов постоянно совершенствуют навыки управления и применения нового вертолета в ходе учений.

50. Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащён современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями. Обзорно-прицельная система включает в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор.

51. Ми-35М стоит на вооружении России и ряда зарубежных стран.

52. Большое спасибо сотрудникам ЛИС за выполненные полёты!

По всем вопросам, касающимся использования фотографий, пишите на электронную почту.