Как работает чебоксарский шлюз. Волжская гэс, шлюзы и рыбзавод Шлюзовая гэс

Только вчера мы еще шли по Каме, а сейчас идем по Куйбышевскому водохранилищу - где "издалека долго течет река Волга". А берег очень красивый - и так отличается от камского! Это Новодевичьи горы, меловые холмы в окрестностях села Новодевичье (Шигонский район Самарской области). В центральной части этих гор расположен поселок Белогорск (бывший Мелзавод) где ранее велась промышленная добыча мела.

Новодевичье - бывшее большое торговое село на Волге. Торговали тут хлебом, дровами, различными кустарными изделиями, свезенными сюда из пяти волостей (Новодевиченской, Усольской, Тереньгульской, Шигонской и Старотукшумской), баржи грузились тут десятками. Село было основано как Новопречистенская вотчина московского Новодевичьего монастыря в 1683 году. В 50-х гг часть села была затоплена при постройке Куйбышевской ГЭС (уровень воды поднялся на 26 м), жители были переселены.

Проходим жигулевский цементный завод - это г. Жигулевск-7, пос. Яблоневый овраг. Завод был построен в 1958 г., дает цемент, кровельный материал, строительный щебень для промышленного и жилищного строительства.

По правому берегу Волги Жигулевские горы. Самая высокая точка - это гора Безымянная (381,2 м над уровнем моря), которая считается высшей точкой средней полосы Европейской России.

А впереди уже видны дома города Тольятти - второго по величине в Самарской области. Изначально назывался Ставрополем (неофициальное "уточненное" название Ставрополь-на-Волге, по аналогии со Ставрополем Кавказским), но летом 1964 г. после смерти итальянского вождя коммунистов Пальмиро Тольятти был переименован.

Буксир "Урал-19" тащит баржу "Бельская-68" - а на барже какой-то интересный прямо строительный вагончик:)

дома Тольятти поближе

и речной вокзал

с судоремонтной верфью

а мы тем временем подошли к шлюзам Жигулевской ГЭС.

Жигулёвская гидроэлектростанция (Волжская (Куйбышевская) ГЭС им. В.И. Ленина) - шестая ступень и вторая по мощности ГЭС Волжско-Камского каскада ГЭС. Строительство ее началось в 1950 г., а закончилось в 1957 г. В состав сооружений входят: гидроэлектростанция, сороудерживающее сооружение, водосбросная плотина, земляная плотина, грязеспуск, двухниточный двухкамерный шлюз с межшлюзовым бьефом и причальные сооружения.

Идея энергетического использования Волги у Самарской Луки была выдвинута Глебом Кржижановским ещё в 1910 г. Но проектно-изыскательские работы начались лишь в 30-е гг, и в 1937 г. было принято решение о строительстве Куйбышевского гидроузла поселков Красная Глинка и Переволоки. Строили заключенные ГУЛАГа (Самарский ИТЛ и строительство Куйбышевского гидроузла, где работало более 30 тыс. человек). Но в 1940 гг там были обнаружены нефтеносные площади и строительство было приостановлено. Через 9 лет были возобновлены изыскательные работы и в 1950 г приступили к постройке ГЭС в районе г. Жигулевск.

Швартуемся

закрываются ворота шлюза

сейчас начнем спускаться

это те ворота, которые два кадра назад закрылись:)

а это мы уже внизу

из первой камеры шлюза выходим в межшлюзовой бьеф

и оглядываемся назад

а теперь посмотрим, что у нас в этом самом межшлюзовом бьефе окрест. Вот ремонтируется танкет "Волгонефть-206"

на берегу дома один другого краше

люди переправляются с берега на берег

судно так и называется - "переправа", коротко и ясно:)

Прошел мимо нас сухогруз "Дмитров" из Таганрога

а мы уже подошли ко второму шлюзу, входим в шлюзовую камеру

шлюзоваться будем с забавным суденышком по имени "Дейл"! :))

классно, наверное, вот так компанией плыть под зеленым навесом. Причаливать, гулять, купаться и плыть дальше.

Прошлюзовались - мы с Аней бегом бежим на корму, посмотреть на остающиеся за нами шлюзы. А "Дейл" нас бодро догоняет:)

Сразу после плотины ГЭС по берегу началась прямо местная "рублевка" - особняк на особняке особняком погоняет.

проплыл мимо нас щебенчатый крокодил:)

а вот он в полный рост! Зовут его "Плотовод-687", а тащит он сразу 2 баржи

Проходим мимо Свято-Воскресенского мужского монастыря. Создан он был совсем недавно, в 1996 г.

Трогательный дебаркадер и катерок "Сёмыч"

Монастырь хоть и недавний, а все равно есть у него своя интересная история. На его территории сохранились здания бывшей Ставропольской земской больницы, не попавшие под затопление при строительстве ГЭС. Больница была построена и функционировала силами Ставропольского земства, которое уделяло много внимания развитию образования и здравоохранения, кроме этого занимаясь и всем остальным - дорогами, почтой, ремонтом мостов, сельским хозяйством.

Строить медицинские учреждения надо было с нуля - как обстояло дело с врачами в уездах мы помним еще по истории елабужской медицины. Один врач, кочующий по селам, физически не успевал доехать до всех, кто в нем нуждался.

И вот в 1868 году на средства земства были построены в уезде 3 больницы, медицинский персонал которых состоял из врача и фельдшера. В 1872 году земским врачам удалось расширить до 45 мест ставропольскую больницу, которая принимала не только жителей Ставрополя, но и крестьян из ближайших сёл. С 1872 по 1873 гг. Ставропольской больницей заведовал Евграф Алексеевич Осипов, выпускник Казанского университета, один из основоположников российской санитарной статистики.

К 1902 г. были выделены средства на постройку новой больницы ввиду ветхости старой. Построенная больница имела операционную, родильное отделение, квартиры для персонала. И вот как раз здания этой больницы можно до сих пор увидеть на территории Свято-Воскресенского монастыря. (информация из статьи "Ставропольское земство" на сайте "Музей истории Самарского края").

А закончу я пост старинной открыткой с видом Жигулей (из набора "Волга на старинных открытках", "Полиграфическо-издательский комбинат", г. Казань, 1999.)

Все посты с фотографиями из этого путешествия можно посмотреть по тегу

48.824444 , 44.676667

Во́лжская гидроэлектроста́нция (Сталинградская/Волгоградская ГЭС, им. XXII съезда КПСС) - ГЭС на реке Волге в Волгоградской области , в городе Волжском . Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе . Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС .

Волжская ГЭС

Схема Волжской ГЭС: 1-земляная плотина; 2-ГЭС; 3-рыбоподъемник; 4-водосброс; 5-межшлюзовая ГЭС; 6-шлюз

Машинный зал

Общие сведения

Строительство ГЭС началось в 1950 году , закончилось в 1961 году . ГЭС является средненапорной гидроэлектростанцией руслового типа. Состав сооружений ГЭС:

  • бетонная водосливная плотина длиной 725 м, наибольшей высотой 44 м;
  • земляная намывная плотина длиной 3249 м и наибольшей высотой 47 м, состоит из правобережного руслового участка длиной 1193 м, пойменного участка длиной 803 м, левобережного участка длиной 1253 м;
  • здание ГЭС совмещённого типа длиной 736 м, состоящее из одиннадцати агрегатных секций по два гидроагрегата в каждой;
  • рыбоподъёмник;
  • двухниточные двухкамерные судоходные шлюзы с аванпортом , низовым походным каналом и водосбросом;
  • межшлюзовая ГЭС;
  • ОРУ 220 кВ;
  • ОРУ 500 кВ.

По сооружениям ГЭС проложены железнодорожный и автомобильный переходы.

Мощность ГЭС - 2551 МВт (вместе с межшлюзовой ГЭС - 2573 МВт), среднегодовая выработка - 11,1 млрд.кВт·ч . В здании ГЭС установлены 22 поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ587-ВБ-930, работающих при рабочем напоре 20 м: 20 - мощностью по 115 МВт и 2 - мощностью по 120 МВт, а также агрегат рыбоподъёмника ПЛ30-В-330 мощностью 11 МВт. В здании межшлюзовой ГЭС, конструктивно являющейся частью гидроузла, но юридически не относящейся к Волжской ГЭС, установлено два поворотно-лопастных гидроагрегата ПЛ30-В-330, работающих при расчётном напоре 17 м. Производитель гидротурбин основных гидроагрегатов станции (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 9,3 м) и всех гидрогенераторов - ОАО «Силовые машины », гидротурбин рыбоподъемника и межшлюзовой ГЭС (6 лопастей, диаметр рабочего колеса 3,3 м) - харьковское предприятие «Турбоатом ».

Напорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 4,9 км) образуют крупное Волгоградское водохранилище .

Электростанцию проектировали 11 научно-исследовательских институтов во главе с «Гидропроектом ».

Волжская ГЭС входит в состав ОАО «РусГидро » на правах филиала.

Экономическое значение

Ввод в эксплуатацию Волжской ГЭС сыграл решающую роль в энергоснабжении Нижнего Поволжья и Донбасса и объединении между собой крупных энергосистем Центра, Поволжья, Юга. Эконо­мический район Нижнего Поволжья также получил мощную энергетическую базу для дальнейшего развития народного хозяйства. Важную роль играет ГЭС и в создании глубоководного пути на всем протяжении Нижней Волги - от Саратова до Астрахани . Сооружения гидроузла использованы для устройства по ним постоянных железнодорожного и автодорожного переходов через Волгу. Они обеспечивают кратчайшую связь районов Поволжья между собой. Кроме своей основной функции - выработки электроэнергии - Волжская ГЭС создаёт возможность для орошения и обводнения больших массивов засушливых земель Заволжья.

Электроснабжение местных потребителей - «Волгоградэнерго» - осуществляется на напряжении 220 кВ. С объединённой энергосистемой Центра гидроэлектростанция связана двумя линиями электропередачи 500 кВ. На напряжении 800 кВ осуществляется связь с объединённой энергосистемой Юга. Управление, регулирование и контроль работы электромеханического оборудования гидростанции осуществляется автоматически с использованием средств телемеханики ближнего действия. Контроль и регулирование режима гидроэлектростанции могут выполняться телемеханически по линиям электропередачи с объединенного диспетчерского пункта из Москвы .

Экологические проблемы

Реконструкция станции

За 50 лет эксплуатации станции её оборудование значительно устарело, в связи с чем производится его постепенная замена и реконструкция. В первую очередь обновляется тракт выдачи электроэнергии, в частности, реконструируется открытое распределительное устройство. Также проходит модернизацию гидросиловое оборудование - заменяются гидротурбины, модернизируются гидрогенераторы. К концу 2007 года произведена реконструкция 10 гидроагрегатов без увеличения их мощности; в дальнейшем планируется заменять гидротурбины на новые, более эффективные, что позволит увеличить мощность гидроагрегатов. Поставщиком новых гидротурбин является ОАО «Силовые машины » .

Источники

Ссылки

Я та еще зараза — уже почти год назад по приглашению РусГидро побывала на огромной и невероятной Волжской ГЭС, и до сих пор ничего не показала. В поездке удалось не только посмотреть на гидроэлектростанцию, но покататься на катере по Волге, познакомиться с работой шлюзов и посмотреть на огромных осетров и белуг, которых разводят на рыбзаводе в теле плотины. Но у меня был легкий творческий кризис: снимать по-старому уже не хотелось, а как по-новому я тогда еще не понимала. В результате год спустя мне все же удалось как-то переосмыслить ту съемку и кое-что выбрать.


Гидроэлектростанцию мы посетили в мае, благодаря чему удалось застать весенний сброс воды с плотины — поэтому на воде пена.

2. Плывем на катере в пенных "облаках" смотреть на открытые щиты

3. Все клокочет. Вид, конечно, завораживает. Поезда даже не слышно. Длина бетонной водосливной плотины 724 метра.

Кстати, во время строительства Волжской ГЭС было выбрано 140 000 000 м³ грунта. Если бы была необходимость весь этот грунт перевезти в подобном товарном поезде, то потребовалось бы 8 миллионов вагонов.
4.

5. Подходим к самой ГЭС

6. По ТБ находиться в помещениях электростанции необходимо в касках

7. Машинный зал впечатляет: здание длиной 736 м, 22 гидроагрегата с поворотно-лопастными турбинами

8. Весной 2013 на Волжской ГЭС проводились работы по капитальному ремонту и модернизации нескольких гидроагрегатов

9. Ведется демонтаж старого агрегата

10.

11. Сотрудник станции снимает показатели с щита управления

12.

13.

14. Шахта турбины

15. Работа кипит

16. Не знаю, что это — просто свет красиво падал

17.

18. Вечером отправляемся снимать режимные виды плотины и ЛЭП вокруг, дрожание воздуха искажает реальность

19.

20. Мужики ловят удочками облака... романтика!

21. А вылавливают вот таких рыбин (вообще нельзя на сбросе рыбачить, но семью кормить надо)

22. Идем смотреть работу судоходных сооружений Волжской ГЭС. Сотрудник шлюзов встречает сухогруз

23. Створки шлюзовых камер закрывают в основном женщины-сотрудницы

24.

25. В здании судоходного сооружения есть небольшая ГЭС, конструктивно являющаяся частью гидроузла, но юридически не относящаяся к Волжской ГЭС

Плотина Волжской ГЭС, являющейся нижней ступенью каскада, перекрыла путь на нерест проходным рыбам Каспийского моря. Особенно пострадали белуга, русский осётр, белорыбица, волжская сельдь. Для поддержания их поголовья применяется искусственное рыборазведение. Рыбзавод расположился прямо в теле плотины.

26.

27.

28.

29.

30.

В городе Волжский Волгоградской области. Справа от него находится плотина , а слева параллельно расположен однотипный судоходный двухкамерный . Между шлюзами проходит водосбросный канал. В состав шлюза входит верхняя и нижняя камеры. Длина каждой из камер шлюза - 290 метров, ширина камеры - 29,7 метров, глубина - 3,65 метра. Между верхней и нижней камерой проходит мост, предназначенный для движения автомобильного и железнодорожного транспорта.

Строительство шлюза началось в 1955 году, а открыт он был 10 апреля 1959 года. Несмотря на то, что шлюз находится на реке Волге, его обслуживанием занимается Федеральное бюджетное учреждение . Пропуск судов на шлюзе начинается с 1 апреля, а завершается 25 ноября.

При движении вниз по реке Волге суда заходят в шлюз со стороны , а при движении вверх по реке - с нижнего подходного канала Волгоградского гидроузла. Глубина реки Волги у верхней камеры шлюза (со стороны водохранилища) составляет 19 метров, а у нижней - 4,4 метра.

Шлюз №31 (слева) и №30 (справа) со стороны Волгоградского водохранилища. Фото: Андрей Урицк

Вид на верхнюю камеру шлюза №31 со стороны Волгоградского водохранилища. Фото: Андрей Урицк

Вид на верхнюю камеру шлюза №31 и Волгоградское водохранилище. Фото: Андрей Урицк

Вид на нижнюю камеру шлюза №31 при движении вниз по Волге. Фото: Михаил Архипов


Вид на нижнюю камеру шлюза №31 при движении вверх по Волге. Фото: Иван Загайнов

Вид на нижние камеры шлюза №30 и №31 при движении со стороны Волгограда . Фото: Михаил Архипов

Судоходные шлюзы, расположенные на Волге:

- (Дубна, Московская область)
- (Углич, Ярославская область)

- (Рыбинск, Ярославская область)

- (Городец, Нижегородская область)
- (Городец, Нижегородская область)
- (Городец, Нижегородская область)

На этот раз не будет аналитики и проблемных вопросов, а будет таймлапс, анимация и куча фото про то, как устроены и как работают шлюзы на наших многочисленных водохранилищах.
, я уже рассказывал. Сейчас подробно посмотрим, как суда преодолевают немаленькие пороги возведённых плотин, чтобы попасть вверх или вниз по течению.

Посмотрите вид на Чебоксарскю ГЭС и шлюзы:

Почему шлюзы строились одновременно с плотинами, понятно.
А знаете ли вы, что сегодня во многих местах сами шлюзы и ГЭС вместе с плотиной принадлежат разным ведомствам?
ГЭС - РусГидро, а шлюзы - Росморречфлоту. Вот такая ирония приватизации.
Впрочем, что это я? Обещал без отступлений!

Тогда давайте сначала смотреть видео, а потом уже - детали на фотографиях.
Перед тем скажу только, что на шлюзы обычно экскурсий не водят, поэтому предоставленную возможность пришлось использовать на полную катушку - поставил старый Canon S3 IS над пропастью и начал таймлапс снимать:

Ну а потом ещё взял свою систему моделирования и сделал модель шлюза с анимацией, чтобы показать на модели, как ворота закрываются, откуда вода течёт и всё такое.
Ибо что такое шлюз? Это тот же бассейн из классической задачи по арифметике: в одну трубу вливается, в другую выливается. Ничего сложного!

Обратите внимание, что на речных шлюзах не требуется никаких насосов: вода наполняет шлюзовую камеру или вытекает из неё сама, стоит только открыть задвижки.
А вот на каналах, проходящих через водоразделы (как канал имени Москвы), насосы нужны (хотя не обязательно на самих шлюзах).


Математическая модель этого "бассейна" чуть посложнее двух труб: кроме них, ещё ведь корабликом и воротами управлять надо. И вода чтобы в трубах текла:

Что? Язык незнакомый? Ну это нормально! ;)

Всё-всё-всё, больше не буду забивать голову премудростями. Просто смотрим видео и всё увидим сами.
Правда, вмонтированная (для красоты) фотография пульта управления шлюзом - от Нижегородской ГЭС, но, думаю, наши меня за это простят! :)

Ну а теперь фотоподробности.

Что крыша машинного зала Чебоксарской ГЭС одновременно является мостом через Волгу:

Поэтому чебоксарцы и гости столицы обычно видят нашу ГЭС из окна автомобиля, а в лучшем случае (если остановиться перед мостом) примерно так:

Чтобы видеть всю красоту и мощь гидротехнического сооружения, надо подняться на гору к роще.
Туда мы в детстве приезжали на велосипедах, чтобы посмотреть на великую стройку и испытать радость труда ("это такое чувство, которое испытывает поэт, глядя на строящуюся плотину") .
Ну или взобраться на Башню управления шлюзами - именно там и стоял мой фотоаппарат на штативе:


Кто забыл или в первый раз - по клику мыши фото открывается в большом размере!

Это был вид сверху. А вот сама Башня, вид снизу:

Как выглядит сей Центр?
Пульт управления немудрёный и не особо современный (но здесь этого достаточно - не аэропорт же):

Есть и ещё одна интересная система. На них видно все суда, идущие по Волге вверх и вниз (все, у которых есть ГЛОНАСС/GPS и специальные средства передачи данных).
На экране виден синий трек очередного теплохода. Мы хотели его подождать, но так и не дождались - он был далеко и шёл медленно:

Собственно, в скорости и есть основной недостаток водного транспорта. Скоропортящиеся продукты на барже не повезёшь.
Зато очень удобно везти строительные материалы. То, что сегодня их возит по автодорогам армия Камазов - просто преступление против экологии, да и здравого смысла. И нас не покидает надежда, что водный транспорт будет, в конце концов, восстанавливаться и развиваться.
Посмотрите на заглавное фото или вот на эту красивую баржу, которая входит в шлюзы Нижегородской ГЭС - какая грузоподъёмность! Чтобы перевезти столько груза Камазами из одного волжского города в другой, надо сжечь цистерны топлива и разбить сотни километров трассы...

Стоп. С разбитой трассой всё понятно, а вот с цистернами топлива? Впрочем, КПД всего судна по грубым прикидкам составляет всего 3%. Так что нынешние технологии водного транспорта существенно проигрывают грузовому транспорту (суммарный КПД около 8%) - и ещё более - железнодорожному. Поэтому пока забудьте всё, что я говорил абзацем выше - здесь требуется отдельная тема для анализа и сравнения!

А пока Волга, увы, довольно пустынна:

Но давайте не будем отвлекаться и продолжим знакомство с работой шлюза.

Вот для полноты картины вид "в пропасть" с Башни:

На первом фото была сдвоенная баржа, которая заняла весь шлюз.
А тут будет всего один маленький кораблик:

Каждому судну диспетчер шлюза указывает место, которое ему нужно занять в шлюзе - номер рыма для швартовки, а капитану большого корабля помогают следить за положением такие указатели:

Кораблик швартуется к рымам - большим поплавкам, которые ходят по рельсам в нишах стен шлюзовой камеры, поднимаясь и опускаясь вместе с водой и судном:

Наш кораблик идёт вниз, поэтому теперь необходимо закрыть верхние ворота.
На большинстве шлюзов Волжско-Камского каскада они сделаны в форме подъёмной стены:

Обратите внимание на едва показавшиеся из воды "зубцы" - это неподвижное основание, укреплённая стена, которая помогает воротам выдерживать напор громадной массы водохранилища.
Посмотрите, какое маленькое расстояние от них до верхней границы воды (4 метра)!
Судно с осадкой больше 3,6 м здесь просто не пройдёт (40 см - необходимый по регламенту запас). А если из-за маловодья, какое имело место этим летом, уровень воды в водохранилище чуть понизится, то и более мелкие суда уже не смогут пройти.
На Чебоксарской ГЭС такое жёсткое ограничение возникло из-за того, что уровень водохранилища не поднят на проектную высоту. На проектной отметке 68 метров ворота надо будет немного приподнять, но порог станет уже 6 м, что гарантированно хватит для всех волжских судов.

Верхние ворота вблизи:

Здесь мы видим рабочие и дублирующие их аварийные ворота одновременно (шлюз полностью заполнен водой).
Аварийные ворота нужны на случай выхода из строя или планового ремонта рабочих ворот.
Когда нет шлюзующихся судов, можно проводить регламентные работы по техобслуживанию механизмов, что мы сейчас и видим.

С помощью теодолита производится контроль прогиба ворот:

Только представьте, эта железная громадина всё-таки ощутимо прогибается под давлением воды в водохранилище - до 1,5 см аварийные и меньше сантиметра рабочие ворота!

Подъёмный механизм у ворот гидравлический:

Маслонасосы для обслуживания верхних ворот:

В шлюзах всегда много птиц:

Потому что здесь удобно подбирать рыбу, которая остаётся на поднимающихся из воды воротах:

Перейдём к нижним воротам.
Опять же на большинстве волжских шлюзов они сделаны в виде громадных двустворчатых дверей:

В закрытом состоянии двери сходятся под заметным углом, чтобы противостоять напору воды в шлюзовой камере:

На Чебоксарской ГЭС предусмотрены специальные меры, чтобы вытекающая из шлюзовой камеры вода не размывала берег. Часть сливается из-под ворот (бурлящая вода на снимке), а часть - далеко от шлюза и от берега - к середине Волги:

Чтобы избежать волн при наполнении шлюзовой камеры, здесь также предусмотрены специальные меры - сложная распределительная система, гасящая скорость потока воды и равномерно распределяющая его по шлюзу. Снаружи видна часть этих специальных камер. Они остались недостроенными, потому что тогда решили не поднимать воду до проектной отметки. Сейчас, если подъём всё-таки будет, придётся достраивать:

Наконец, вода из шлюза выпущена, можно открывать нижние ворота:

Посмотрим внимательно в окрестности нижних ворот:

Прямо под мостом, над аварийными воротами, видны рельсы, которые как будто обрываются в пропасть. Они использовались при строительстве, да и сейчас могут быть использованы - только нужно опустить большую балку, которая видна слева вверху, прямо под мостом - это не что иное, как подвижный пролёт железнодорожного моста. Он ляжет поперёк шлюза, и рельсы будут продолжены!

Что ещё интересного можно увидеть?
Например, хоздвор между шлюзовыми камерами:

И немного брутальных конструкций на закуску:

А вот и баржа выходит из шлюза: