Как собирают вертолеты. Как собирают вертолеты Свой кусочек неба

Радиоуправляемые игрушки – мечта всякого мальчугана и даже взрослого мужчины. Разброс цен на них в магазине довольно широк: есть вертолеты эконом-класса, а есть престижные модели. Но дозволено такой вертолет сделать и самосильно. Было бы желание.

Вам понадобится

  • – модель с чертежами;
  • – материал для изготовления вертолета;
  • – инструменты;
  • – клей;
  • – блок питания;
  • – пульт управления.

Инструкция

1. Дабы изготовить самодельный радиоуправляемый вертолет, надобно вначале обнаружить подходящую модель, подобрать чертежи. После этого взять материал (это может быть либо пластик, либо дерево). Накладывайте чертежи на цельный кусок материала и вырезайте нужные детали. Если вы хотите сделать вертолет с окошками, то вам потребуется прозрачный пластик, тот, что необходимо также обработать в соответствии с параметрами кабины грядущей модели.

2. Дальше необходимо по изложению в схеме собрать модель, скрупулезно подгоняя детали и опрятно склеивая их между собой. Не позабудьте про винт и хвостовую часть. Дозволено детали объединить между собой маленькими гайками. Это поможет надежнее их закрепить, и ваш вертолет в воздухе не развалится. Не позабудьте оставить место для размещения мотора.

3. Пока основная часть подсыхает, дозволено заняться собственно мотором. Для этого необходимо взять готовый аккумулятор. Аккумуляторы для радиоуправляемых моделей имеют мощность от 200-300 до 2000 мА/час. Дабы аккумулятор не перевешивал вертолет, расположите его посередине корпуса. Не позабудьте проверить, как он работает в паре с пультом управления. Вставьте в блок питания винтовую ось, после этого наденьте на нее лопасти. Сейчас дозволено проверить, как аккумулятор реагирует на пульт управления.

4. Сейчас до конца соберите модель и испробуйте запустить ее в воздух. Если получается, значит вы все сделали положительно, и мотор подобран соответственно массе изделия. Если же вертолет не взлетает, значит, необходимо разобрать его и определить, в чем задача. Не позабудьте протянуть проводки от основного блока питания к заднему винту, тот, что размещен в хвосте модели. Если этого не сделать, то хвост может за собой “утащить” каждый корпус вертолета.

5. На последнем этапе надобно декорировать вашу модель. Для этого могут подойти краски либо наклейки. Раскрасить вертолет дозволено в всякий цвет, какой вам нравится.

Радиоуправляемые модели увлекательны не только детям, но и взрослым, и, дабы получить наслаждение от игры в радиоуправляемую модель, вовсе не непременно приобретать дорогую игрушку в магазине. Радиоуправляемый вертолет дозволено сделать собственными руками, и в этой статье вы узнаете, как это верно сделать.

Вам понадобится

  • строительный пенопласт, чертеж модели, мотор, клей, краска

Инструкция

1. Съездите в строительный магазин и приобретете лист пеноплекса (строительного пенопласта) толщиной 25-30 мм.Обнаружьте и скачайте чертеж выбранной авиамодели, а после этого обнаружьте и приобретете мотор, тот, что к этой модели подойдет. Купить мотор, подходящий по тяге, дозволено в магазине для моделистов либо в разных интернет-магазинах.

2. Мотор устанавливается совместно с винтами. Возможен, ваш мотор владеет мощностью 30А, а аккумулятор, тот, что вы также приобретаете добавочно, владеет 28-30А. Чем огромнее будет емкость аккумулятора, тем огромнее будет продолжительность вашего полета.

3. Дабы упростить процесс поиска специфичных деталей и электроники, приобретайте их все сразу единовременно в специализированном интернет-магазине для авиамоделистов и радиоуправляемых моделей.

4. Перенесите скачанный и распечатанный чертеж на пеноплекс. Обведите образцы и резаком старательно вырежьте детали. Склейте их супер-клеем либо клеем для моделирования, дабы получилась готовая модель самолета либо вертолета. Мелкой наждачной бумагой ошкурьте поверхность самолета, дабы она выглядела опрятнее. Добавочно укрепите некоторые соединения изоляционной лентой и укрепите лентой крылья по нижней стороне.

5. Отчетливо следуя инструкции, установите всю купленную электронику на модель. Закрепите мотор на особой раме, сделанной из деревянной планки.

6. Украсьте самолет - распишите его красками для моделирования, приклейте наклейки, покрасьте винты в контрастный цвет.

Видео по теме

Вертолет на пульте управления является мечтой не только многих мальчишек, но и абсолютно взрослых мужчин, так как он дает вероятность ощутить себя настоящим авиатором, взмывающим под облака, ощутить легкость и супервозможности. В магазинах представлен широкий модельный ряд радиоуправляемых вертолетов, впрочем, сходственную игрушку дозволено собрать и своими руками. Основное, отчетливо следовать инструкциям, дабы получилась работоспособная модель.

Вам понадобится

  • Компьютер, интернет, комплект отверток, наждачная бумага, плоскогубцы, дрель, напильник, материалы для изготовления вертолета (бальза, алюминий, пластик и пр.).

Инструкция

1. Скачайте с интернета чертежи самодельного вертолета на пульте управления. Сходственного материала в сети много, основное – предпочесть модель, которую вам под силу будет собрать, и для изготовления которой вы имеете все нужные материалы и инструменты.

2. Для совершенствования технических колляций вашей модели сделайте вертолет с гироскопом. Его также дозволено собрать своими руками, а летать вертолет будет в разы отличнее.

3. Сделайте из бальзы и металлического корпуса фюзеляж. Установите две сервомашинки, дабы обеспечить управление автоматом перекоса.

4. Проведите первое тестирование, дабы убедиться, что установленные детали работают в надобном режиме.

5. Оклейте фюзеляж бальзой, вертолет не только будет симпатичнее выглядеть, но и приобретет дополнительную охрану корпуса.

6. Изготовьте и установите лопасти и механизм перекоса лопастей согласно вашей инструкции.

Обратите внимание!
Если вы затрудняетесь в изготовлении какой-нибудь детали, либо легко не понимаете, для чего она надобна в вертолете, добавочно поищите информацию в поисковой программе, в радиоуправляемом вертолете главна вся мелочь.

Полезный совет
Вертолеты с герископом считаются игрушками последнего поколения. Вертолет, в тезисе, будет летать и без него, но данная деталь значительно улучшает функционирование модели.

Игрушечный летающий вертолет – мечта всякого мальчишки. Теперь прилавки магазинов уставлены самыми многообразными радиоуправляемыми самолетами, но чай увлекательнее испробовать собрать такой вертолет самому.

Вам понадобится

  • алюминиевый фюзеляж, бальза, наждачная бумага, клей, ножик, напильник, плоскогубцы, пульт с проводом USB

Инструкция

1. Для начала сделайте чертеж макета вертолета на листе бумаги, а после этого в естественную величину на плотном материале. Вырежьте образец из плотного материала, скажем, картона либо фанеры, дабы комфортно было переносить его на алюминий.

2. Изготовьте фюзеляж и лопасти вертолета из алюминия. Данный металл наилучшим образом подойдет для строительства вертолета вследствие своей прочности и легкости. Оденьте детали вертолета в металлический силуэт. Склейте все детали между собой. Подождите, пока клей окончательно высохнет.

3. Приступайте к оклейке фюзеляжа бальзой. Это дело заботливое, но итог того стоит. Подождите, пока все детали как следует просохнут. Позже этого приступайте к изготовлению лопастей вертолета. Их также сделайте из алюминия, обклеив бальзой. Приготовленные лопасти присоедините к вертолету.

4. Когда вертолет готов, встает вопрос о том, как сделать его летающим. Тут нам поможет компьютер. Приобретите в магазине пульт с проводом USB для симулятора радиоуправляемых вертолетов.

5. Подключите пульт через USB-разъем к вашему компьютеру. К такому пульту прилагается соответствующее программное обеспечение, которое дозволит вашему вертолету стать маневренным. Позже установки программного обеспечения в меню «Настройки» задайте алгорифм маневров вашего вертолета и наслаждайтесь высшим пилотажем!

Видео по теме

Подлинный игрушечный вертолет – мечта не только всякого ребенка, но и многих взрослых. Редкий зрелый откажется запустить в воздух вертолет , сделанный собственными руками, исключительно если производство такой игрушки не требует особых познаний и не отнимет у вас слишком много сил и времени.

Вам понадобится

  • – плотный картон/жесткий шпон;
  • – кусок дерева;
  • – токарный станок;
  • – резиновое кольцо;
  • – проволока;
  • – колеса;
  • – гайка.

Инструкция

1. Вертолет, тот, что вы можете сделать вручную, запускается в воздух с подмогой резиновой катапульты-амортизатора, которая подбрасывает игрушку на десятки метров вверх. Вертолет опускается на землю плавно и продолжительно, и при этом отличается повышенной прочностью. Для начала изготовьте из плотного картона либо жесткого шпона части вертолет а – фюзеляж, хвостовую балку и киль.

2. В передней части фюзеляжа проделайте вырезы для фиксации стойки ротора в различных расположениях. Эту стойку выточите отдельно из твердого дерева с поддержкой токарного станка. Также вам понадобится малое резиновое кольцо для вертикальной фиксации стойки ротора во время полета.

3. На переднем шасси установите проволочные ножки, закрепив их на стойке ротора, а на кончиках ножек установите колеса. Над ротором установите шпильку, конец которой загните крючком. Позднее при запуске за данный крючок вы зацепите резиновый стартер-катапульту.

4. Отдельно изготовьте втулку ротора с шайбой, разрешающую ротору вращаться на шпильке. На втулке сделайте две идентичных петли, а после этого закрепите на всякой из них лопасти винта, сделанные из деревянного шпона.

5. С поддержкой резиновых колец скрепите крючки на лопастях с шайбой для того дабы лопасти удерживались в горизонтальном расположении. После этого возьмите маленький стержень с нарезанной резьбой, навинтите на него гайку и установите его в качестве противовеса в нижнюю часть фюзеляжа.

6. Укрепите гайку на требуемой высоте, а после этого испробуйте запустить вертолет , растянув резинку и укрепив ее на крючке ротора.

Видео по теме

Собирать своими руками летающие модели – увлекательное и интересное занятие, способное сплотить семью. Когда раздается первое жужжание радиоуправляемого вертолета , в фурор приходят и взрослые, и дети. Исполняйте все рекомендации максимально верно – от этого зависит триумф вашего плана.

Вам понадобится

  • алюминиевый фюзеляж, деревянные планки из породы бальзы, наждачная бумага, клей, ножик, напильник, плоскогубцы, пульт с проводом USB.

Инструкция

1. Приготовьте чертеж макета вертолета , отличнее на листе бумаги. Потом перенесите чертежи в масштаб естественной величины на плотный материал. Это может быть картон либо фанера. Опрятно вырежьте образец из плотного материала, дабы положительно перенести его на алюминий.

2. Фюзеляж, как и лопасти вертолета , проектируйте из алюминия. Данный металл владеет необходимой прочностью и легкостью. Прикрепите детали вертолета в металлическом силуэте. Объедините их всех между собой при помощи клея. Главно, дабы клей окончательно высох.

3. Сейчас дозволено приступить к оклейке фюзеляжа бальзой. Работа, требующая специального терпения, но итог оправдает ваши ожидания. Подождите, пока все элементы вертолета классно просохнут.

4. Сейчас начинайте мастерить лопасти вертолета . Они обязаны быть исполнены из алюминия, а потом обклеены бальзой. Приготовленные лопасти присоедините к вертолету.

5. Вертолет теснее готов, но еще нужно сделать его летающим. Даже через интернет дозволено купить пульт с проводом USB для симулятора радиоуправляемой модели вертолета .

6. Подсоедините пульт через USB-разъем к компьютеру. Пульт укомплектован соответствующим программным обеспечением, которое дозволит вертолету стать маневренным.

7. Установите программное обеспечение, в меню «Настройки» введите алгорифм маневров маленького вертолета . Если исполнить все верно, то вертолетом легко манипулировать.Для оформления готового примера применяют быстросохнущие краски.

8. Между несколькими маленькими летающими вертолета ми дозволено устраивать семейные соревнования с попаданием в цель (круг) либо полетами на скорость. Это отличная идея для подлинного праздника.

Радиоуправляемых моделей автомобилей в наши дни выпускается существенное число. А вот схожих уменьшенных копий танков с дистанционным управлением в продаже примерно нет. Следственно для того, дабы обзавестись радиоуправляемой моделью танка, в нее придется переделать модель автомобиля.

Инструкция

1. Приобретите всякую радиоуправляемую модель автомобиля. Основное требование к ней – дабы она была, во-первых, несколько поменьше по размерам, чем грядущая модель танка, а во-вторых, передвигалась как дозволено неторопливей.

2. Если обнаружить в продаже модель автомобиля, способную передвигаться неторопливей, неукоснительно поправьте данный недочет, от того что танк, перемещающийся с огромный скоростью, будет выглядеть неестественно. Для этого ступенчато с всем из моторов включите по лампе от карманного фонаря. Параметры ламп подберите таким образом, дабы скорость получилась несколько огромнее желаемой, от того что в будущем она упадет по причине увеличения веса модели. Не используйте взамен ламп резисторы, потому что они не владеют свойствами барреттера и не способны стабилизировать ток. С ними моторы остановятся при малейшем увеличении нагрузки.

3. Приобретите комплект для независимой сборки стендовой модели танка. Такая модель не является радиоуправляемой, но гораздо почаще встречается в продаже. Соберите ее согласно прилагаемому к ней начальству по сборке. Дождитесь полного затвердевания клея.

4. Проделайте в дне собранной модели танка углубление такого размера, дабы ее дозволено было надеть на радиоуправляемую модель автомобиля. Последнюю при этом абсолютно не должно быть видно по крайней мере сверху.

5. Наденьте модель танка на модель автомобиля таким образом, дабы она не мешала колесам вращаться. Удостоверитесь, что последняя продолжает двигаться во всех направлениях, невзирая на увеличившуюся массу. При необходимости добавочно подберите лампы, включенные ступенчато с моторами, таким образом, дабы ток через них несколько усилился.

6. Приступите к применению изготовленной вами модели. Ее недостатком будет неимение вращения гусениц и башни танка.

Не всякий может дозволить себе полет на реальном вертолете. Но сделать действующую модель этого летательного агрегата под силу многим. Самодель ный вертолет горазд доставить немалое наслаждение как ребенку, так и любому взрослому, которому с детства снится высота. Выходит, готовим материалы, инструменты и приступаем к созданию летающей модели.

Вам понадобится

  • – пенопласт либо пробка;
  • – деревянные рейки;
  • – фанера;
  • – ножик;
  • – напильник;
  • – лобзик;
  • – наждачная бумага;
  • – водоупорная краска;
  • – резинка;
  • – клей.

Инструкция

1. Раньше чем приступать к конструированию, начертите эскиз грядущего вертолета в 3 проекциях. Это дозволит отчетливо представить его очертания и расположение основных узлов модели.

2. Из куска пенопласта изготовьте фюзеляж модели. При отсутствии пенопласта используйте пробку, бальзу либо кукурузную сердцевину. Классный фюзеляж получится из сухого липового бруска, тот, что придется выдолбить изнутри. Фюзеляж составьте из 2-х половинок, симметричных касательно вертикальной оси. Предусмотрите в фюзеляже гнезда для установки винта, а после этого склейте половинки между собой.

3. Обработайте верхнюю часть отверстия для винта, которое располагается в верхней части фюзеляжа. Оно должно иметь диаметр около 3 мм и соответствовать толщине вала винта. Нижнюю часть отверстия просверлите на глубину 20 мм сверлом диаметром 10 мм. Внизу будет размещаться храповик вала винта.

4. На хвостовой части фюзеляжа установите наклонную пластинку, которая будет препятствовать вращению модели во время полета. Изготовьте пластинку из тонкой фанеры либо куска целлулоида и вклейте в пропил хвостовой балки. Диаметр пластинки должен составлять около 25 мм.

5. Шасси сделайте из обыкновенного резинового ластика. Стойки шасси изготовьте из дюралевой пластинки либо железный проволоки подходящего диаметра.

6. Соберите фюзеляж вместе, а после этого проведите балансировку хвостовой и носовой части. Для этого подвесьте модель на крепкую нить, привязав ее к валу несущего винта, вставленного в фюзеляж. Материал с больше тяжелой части срежьте ножиком либо снимите напильником. Иной метод балансировки – приклеить на легкую часть ломтик свинца. Позже балансировки окрасьте фюзеляж блестящей водоупорной краской.

7. Лопасти винта изготовьте из фанеры либо жести. Жестяной несущий винт проще в изготовлении, но владеет несколько худшими летными колляциями. При изготовлении фанерного винта сначала выпилите лобзиком три лопасти по заблаговременно подготовленному образцу. После этого придайте лопастям необходимую форму при помощи напильника. Удостоверьтесь, что все лопасти имеют идентичный вес. Зачистите лопасти наждачной бумагой и объедините между собой при помощи ступицы.

8. Вал несущего винта выточите совместно с храповиком либо спаяйте из 2-х частей. Верхняя часть представляет собой металлический стержень длиной 30-40 мм и толщиной 3 мм, на котором предусмотрена резьба для гайки. Нижняя часть – трубочка одного диаметра со стержнем, на которой следует вырезать пазы для храповика.

9. Рукоять пускового механизма изготовьте из дюралевой полоски шириной 20 мм и толщиной 1-2 мм. Барабан изготовьте из деревянной катушки от ниток. В катушку вклейте металлический стержень, объединив его с катушкой шплинтом либо заклепкой. На нижнем конце стержня сделайте ушко для крепления резинки. На ином конце просверлите отверстие, в которое запрессуйте шпильку, входящую в сцепление с храповиком.

10. Перед запуском насадите готовую модель на валик пускового механизма, дабы шпилька вошла в прорези храповика. Возьмите пусковой механизм в левую руку, а правой рукой крепко потяните за намотанный на барабан шнурок. Если все сделано положительно, модель взлетит, при этом направление полета определяется расположением модели на старте. Рекомендуется запускать модель на открытом пространстве либо в помещениях с высокими потолками, скажем, в гимнастическом зале.

Видео по теме

Совет 9: Как обучиться руководить радиоуправляемым вертолетом

Радиоуправляемые вертолеты – это совсем не игрушка для детей. Моделизм может быть крайне серьезным хобби. Став опытным пилотом радиоуправляемого вертолета, вы сумеете даже поучаствовать в соревнованиях.

Инструкция

1. Начинайте постигать управление вертолетом с самой легкой модели. Во-первых, она обойдется вам значительно дешевле, чем модель больше высокого яруса. Во-вторых, ее не так жалостно будет сломать в процессе тренировок. В-третьих, примитивными моделями значительно легче руководить, чем профессиональными, разработанными для опытных экспертов.

2. Тренируйтесь в просторном помещении, свободном от препятствий, с которыми может столкнуться вертолет. Следите за тем, дабы заряда аккумулятора хватало на всю тренировку.

3. Обучитесь взлету и посадке. Увеличивайте скорость вращения винтов до тех пор, пока вертолет не оторвется от пола и не взлетит вверх. Если вы будете слишком медлительно увеличивать скорость вращения, вертолет, скорее каждого, завалится набок, так и не взмывши. Если вы увеличите скорость вращения винтов слишком мощно, то вертолет взлетит к потолку и врежется в него. Потренируйтесь, пока не определите оптимальную скорость вращения и не обучитесь добиваться ее.

4. Когда вертолет взлетит, уменьшите скорость вращения винтов, дабы он остановился на надобной высоте. После этого осмотрительно посадите модель, снизив скорость вращения винтов. Если вам кажется, что вы теряете контроль над моделью – всецело остановите лопасти. В этом случае вертолет упадет, впрочем, скорее каждого, он получит не слишком важные повреждения. Значительно дрянней будет обстоять дело, если вертолет врежется во что-нибудь и повредит лопасти.

5. Обучившись удерживать вертолет на определенной высоте, испробуйте перемещать его вперед и назад. Попытайтесь вначале «пролететь» вперед на один метр, зафиксировать вертолет в воздухе, а после этого воротить его назад по той же линии. После этого, когда это упражнение будет у вас легко получаться, постарайтесь обучиться поворачивать вертолет на 180 градусов. Перемещайте модель от одной точке к иной, разворачивайте и принуждайте лететь обратно.

Судомодельный спорт по праву является одним из самых увлекательных. Он привлекает в свои ряды миллионы энтузиастов. Среди существующих вариантов моделирования специальное место занимает постройка радиоуправляемых моделей. Повинуясь свободе оператора, они могут в точности имитировать все маневры реального корабля.

Вам понадобится

  • – стеклоткань;
  • – эпоксидная либо полиэфирная смола;
  • – фанера толщиной 4-5 мм;
  • – аппаратура радиоуправления;
  • – электродвигатели и аккумуляторы;
  • – комплект инструментов;

Инструкция

1. При постройке радиоуправляемой модели корабля либо судна дюже главно положительно предпочесть прототип. Дабы модель отлично управлялась, она должна иметь малое отношение длины к ширине. Это значит, что радиоуправляемая модель портового буксира либо катера будет смотреться значительно эффектнее и увлекательнее оснащенной дистанционным управлением модели линкора.

2. Размеры грядущей модели определяются необходимостью поместить в ней приемник аппаратуры управления, рулевые машинки, один либо два электродвигателя и аккумуляторы. При верно выбранных размерах каждая аппаратура размещается суперкомпактно, но без тесноты. Ко каждому ее элементам должен быть вольный доступ, это обеспечивается снимаемыми лючками и надстройками. Изредка съемной делают всю палубу, что обеспечивает полный доступ к аппаратуре.

3. Корпус модели выклеивается из стеклоткани на болване либо в матрице. В последнем случае дозволено получить фактически готовый корпус, его останется только усилить элементами комплекта и окрасить. Для выклейки используйте эпоксидные либо полиэфирные смолы.

4. В готовый корпус вклейте дейдвудную трубу и втулку руля. Для электродвигателя нужно собрать регулятор, разрешающий поворотом переменного резистора плавно менять его циклы. К ручке резистора крепится маленький рычаг, соединяющийся с идущей от рулевой машинки тягой. При повороте ручки на пульте управления мотор модели должен плавно менять циклы.

5. Непременно предусмотрите примитивный коммутатор, меняющий полярность подаваемого на мотор напряжения, это дозволит менять направление вращения винта. Еще одна рулевая машинка будет руководить рулем модели. Если винтов два, нужно предусмотреть и режим работы враздрай – то есть когда один винт тянет вперед, а иной назад.

6. Всю аппаратуру размещайте в корпусе модели равномерно, это дозволит избежать ее наклона. Чем ниже вы поместите все тяжелые элементы, тем выше будет стабильность модели, тем больше резкие и прекрасные виражи она сумеет исполнять.

7. Винт для модели дозволено спаять независимо. Для этого на токарном станке вытачивается латунная втулка, в ней сверлится отверстие и нарезается резьба под вал. После этого к втулке припаиваются латунные лопасти, готовый винт скрупулезно выравнивается, балансируется и полируется.

8. При работе над моделью учитесь делать все дюже опрятно, не допуская малейшей нерадивости. Главно обучиться высокой культуре моделирования, в будущем это сослужит отменную службу. То, что сделано качественно и старательно, обыкновенно классно работает. Даже те элементы модели, что находятся под палубой и обыкновенно не видны, обязаны быть скрупулезно обработаны.

9. Предусмотрите на модели приемные антенны. Дюже отменно смотрятся парные, расположенные по бортам. Выключатель питания должен располагаться в комфортном месте, его дозволено совместить с каким-нибудь элементом надстроек. Скажем, питание включается при повороте лебедки. Когда удерживаете модель в руках, будьте осмотрительны, случайная подача питания на мотор может привести к травмам, нанесенным острыми лопастями винта. Вначале спускайте модель на воду и только позже этого включайте питание.

10354

Классно.

Очумелые ручки блин.

Обожаю все что связано с воздухом.

Было бы у меня пару лет свободного времени, я бы с удовольствием погарцевал на самодельном вертолетике над деревней, девчат покатал.

Вертолет Николая Наливайкина

В 1998 году, когда мы занимались вертолетом Mini-500, мне позвонил неизвестный дядька и попросил выслать ему чертежи Мини-500.

Зачем? - Строить собственный аппарат. - А вы откуда будете? - Добрянка, Пермской области.

Без особого энтузиазма я отослал то, что удалось собрать по Мини и другим легким аппаратам, и через некоторое время забыл об этом событии - мало ли в Бразилии...

Прошло четыре года. Однажды утром раздается звонок. - Здравствуйте, это вас беспокоит Добрянка, Пермской области.

Здравствуйте, говорю, Николай Семенович.

Человек на том конце провода слегка удивился, т.к. звонил он совсем в другую организацию и по другому телефону. Я назвал себя, после чего выяснилось, что мы оба не забыли друг друга. Потом я начал удивляться. т.к. Николай сообщил, что... вертолет он построил. Поначалу я не особо удивился, т.к. строители собственных летательных аппаратов иногда считают, что машина уже построена, если она стоит в гараже, сверкая свежей краской и хромированным глушителем. Для меня "построить аппарат" всегда означает "успешно поднять его в воздух". Но разговорчивый Семенович разразился бурным описанием своих достижений, в процессе которого мой скепсис начал очень быстро улетучиваться.

Еще через два месяца из Добрянки приехал напарник Николая, привез видеозапись и пачку фотографий. Первый же взгляд на фото облил бальзамом организм - там была Машина.

К этому времени я уже знал, что вертолет еще не поднимался в воздух, но отрывался от земли. Пришлось по телефону потребовать от Николая обещания, что до техкома и облета он не будет притворяться вертолетчиком (сам он никогда ни на чем не летал). Так вот, на фотографиях все оказалось гораздо интереснее, чем по телефону.

Впрочем - смотрите сами.



Лопасти -

Рулевой винт -

Редуктор рулевого винта - шестеренчатый. На фото хорошо видно стекло контроля уровня масла. В невесомой хвостовой балке (композит, также как и лопасти РВ) проходит стальной трубчатый вал привода РВ.

Приборная панель -

Не страдает от излишеств, но все необходимое в ней есть. Указатель оборотов ротора размещен на нижней (горизонтальной) панели, что, конечно, недопустимо и будет устранено. Еще не установлен (потому, что не найден) указатель скорости.

Обратите внимание на то, как легко и в то же время солидно решены педали.

Первые запуски -

На самом деле они далеко не первые: аппарат изначально был оснащен двумя двигателями РМЗ-640 (не от хорошей жизни), но синхронизировать их работу оказалось неблагодарным занятием. Теперь, с новеньким движком от "девятки", машина рвется в небо.

Первые звуки оживающей машины - сладкая музыка для ее создателя.

Киль и стабилизатор еще не установлены, но уже этим летом машину планируется представить техкому и начать облеты.

Я обратил внимание на опасно малую высоту аппарата. Объяснение оказалось простым: машина строилась под высоту гаража:))

Уважаемый любитель авиации! Данная статья, возможно, станет вам полезной при разработке и постройке легкого вертолета. Предлагаемая винтокрылая машина (АВ-1) - плод длительного увлечения авиацией, результат настойчивой и кропотливой работы в течение пяти лет, из которых два года ушло на постройку, а остальные - на испытание, доводку, освоение пилотирования, ремонт, модернизацию.

Конструкция вертолета отвечает нескольким важнейшим требованиям, предъявляемым к летательному аппарату, находящемуся в пользовании любителя: возможность хранения в небольшом помещении; транспортировка к месту полетов - легковым автомобилем, мотоциклом и даже вручную; сборка в течение 18-20 минут одним человеком (при этом используется всего два гаечных ключа).

Весьма надежно решена проблема безопасности при отказе двигателя и трансмиссии в полете. Конструкция несущего винта (НВ) и системы управления имеет особенности, благодаря которым «прощаются» такие ошибки пилотирования, как затяжеление несущего винта и перегрузки. Конечно, на конструкцию вертолета значительно повлияли стесненные условия, в которых он изготавливался, а также трудности с материалами и оборудованием, поэтому ясно, что машина далеко не идеальна.

Но я ею доволен. Для начала приведу примеры расчетов основных элементов конструкции. Так, диаметр несущего винта АВ-1 выбран из условия нагрузки на единицу площади ометаемого диска (Ps) в пределах 6-7 кг/м2. Эта величина взята по результатам обработки статистических данных летающих легких автожиров, вертолетов, имеющих удельную нагрузку (р) в пределах 6- 8 кг/л.с.

В моем случае, исходя из предполагаемой полетной массы (т) аппарата 180-200 кг (масса пустого 100-120 кг) и располагая двигателем мощностью (N) в 34 л.с., из которых две должны были расходоваться на привод рулевого винта, получаем следующие значения нагрузки на единицу мощности, площади ометаемого диска НВ (S) и диаметра НВ (D):

Диаметр НВ 6,04 м очень близок к размеру НВ у автожира Бенсена с двигателем 40 л.с. и массой 190 кг. При таких начальных данных была надежда, что вертолет полетит. Но для того чтобы он мог летать в качестве транспортного средства, необходимо, чтобы тяга НВ (Т) была значительно больше, чем масса аппарата (как минимум в 1,4 раза).

Это обеспечивает достаточную вертикальную скороподъемность и высотность полета. Теперь определим расчетом максимальную Т на режиме зависания в условиях нормальной атмосферы (760 мм рт. ст., 18°С). В этом случае использовалась эмпирическая формула:

В итоге тяга получилась 244,8 кг, что очень близко к фактически полученной при испытаниях АВ-1. (Исходя из названного соотношения 1,4, по нашему мнению, полетная. масса аппарата не должна превышать 175 кг. - Ред.) Описание конструкции вертолета начну с так называемой фюзеляжной части. Отсек кабины имеет ферменную конструкцию в виде четырехгранной пирамиды, вертикальная грань которой (главный шпангоут) как бы отделяет отсек кабины от двигателя.

Изготовлена она из дюралюминиевых (Д16Т) труб: вертикальные и нижние-40x1,5 мм, а передние - 30x1,5 мм. Над кабиной имеется силовой соединяющий элемент - рама под главный редуктор, внизу же - горизонтальная поперечина моторамы. Вторая силовая поперечина (на уровне спинки сиденья) - из дюралюминиевой трубы прямоугольного сечения 30x25x1,5 мм; она служит для крепления промежуточного редуктора, спинки сиденья и узлов главных стоек шасси.

«Отсек» двигателя в виде трехгранной пирамиды выполнен из стальных труб (сталь 20) сечением 30x30x1,2 мм. Нижняя грань имеет узлы крепления под двигатель, раскосы шасси и хвостовую балку. Хвостовая балка склепана из дюралюминиевого листа толщиной 1 мм. Состоит она из трех частей: двух конусов (диаметр у вершины 57 мм) и цилиндра между ними (диаметр 130 мм) с наружными ребрами, которые служат усиливающим стрингером и зоной склепки элементов обшивки. В местах крепления раскосов вклепаны усиливающие шпангоуты.

Передняя стойка шасси свободноориентированная, без амортизации, имеет колесо 250x50 мм (от лыжероллеров). Основные опоры шасси сделаны из стальных труб и оснащены пневматическими амортизаторами. Колеса основных опор - 300x100 мм со срезанным протектором (от карта). Такая «стрижка» проводится для снижения веса, улучшения обтекаемости и облегчения движения «юзом» по траве во время тренировок или при неудачных посадках.

Нижние раскосы шасси - из стальных труб 20x1 мм. На вертолете установлен четырехтактный двухцилиндровый оппозитный двигатель с рабочим объемом 750 см3. Картер и коленвал взяты от мотоцикла К-750; поршни, цилиндры и головки - от МТ-10. Картер облегчен и приспособлен к работе с вертикальным расположением вала (изменена маслосистема). Возможно использование и других двигателей, полная масса которых не более 40 кг и мощность не менее 35 л.с. Особо надо отметить систему стабилизации аппарата.

На АВ-1 применена система типа «БЕЛЛ», но с более высоким коэффициентом стабилизации (0,85), что почти полностью снимает с пилота заботу о балансировке вертолета в режиме висения. Кроме того, она ограничивает угловые скорости на виражах, оберегая вертолет от перегрузок. Управляемость при этом обеспечивается за счет формы грузов в виде плоских дисков (подобраны экспериментально). Длина стержней выбрана из условия, что грузы в виде плоских дисков должны хорошо «сидеть» в потоке.

Поэтому окружная скорость грузов выбрана 70 м/с, а при 600 об/мин это соответствует длине (радиусу) стержня, близкой к 1 м. Масса груза выбиралась из условия, что при отклонении плоскости вращения стабилизирующих стержней от плоскости НВ на 1,5°-2° должен возникнуть момент, который при передаче через рычажный механизм к осевому шарниру лопасти НВ будет равным (или большим) моменту трения в подшипниках осевого шарнира под рабочей осевой нагрузкой. Главный редуктор предназначен для передачи крутящего момента на вал несущего винта.

Внутри его проходит шток механизма управления общим шагом НВ. Он заканчивается вилкой, которая своими боковыми выступами входит в зацепление с вилками втулок лопастей, вращая механизм системы стабилизации. При вертикальном перемещении штока (от рукоятки) с помощью рычагов механизма общего шага происходит изменение угла установки лопасти винта (и соответственно - его шага).

На верхней крышке корпуса редуктора установлен автомат перекоса (АП), служащий для изменения положения плоскости (фактически конуса) вращения НВ относительно вертикальной оси аппарата (оси главного вала редуктора) за счет противоположного по знаку изменения угла атаки лопастей: угол атаки лопасти, идущей вниз, уменьшается, идущей вверх - увеличивается.

При этом происходит изменение величины и направления горизонтальной составляющей вектора тяги НВ. Корпус редуктора разъемный по плоскости, перпендикулярной оси вала, сварен из листовой стали З0ХГСА толщиной 1,3 мм. Гнезда подшипников выточены также из стали З0ХГСА, вварены в крышки, после чего произведена термообработка («закалка», высокий отпуск) для снятия напряжений и повышения прочности.

Затем профрезерованы фланцы, собраны крышки и расточены посадочные места подшипников и отверстий на координатном станке. Нижняя крышка изготовлена из сплава Д16Т. Главный вал сделан из стали 40ХНМА, термообработан до G вр = 110 кг/мм2. Диаметр вала -45 мм, диаметр внутреннего отверстия - 39 мм, толщина стенки в зоне шлицев втулки НВ - 5 мм. Поверхности вала полированы, шлицы и места посадки подшипников меднены. Ведомая шестерня и ведущий вал-шестерня - из стали 14ХГСН2МА-Ш и имеют соответственно 47 и 12 зубьев с модулем 3 и углом зацепления 28°.

Зубья цементированы на глубину 0,8-1,2 мм и термообработаны до твердости HRC = 59-61. Наружное кольцо автомата перекоса разъемное (как хомут), изготовлено из сплава Д16Т (фрезеровано из листа толщиной 35 мм), а внутреннее кольцо и карданное - из стали З0ХГСА. Подшипники карданного кольца - 80018Ю. Подшипник автомата-перекоса - 76-112820Б. Модуль рулевого винта (РВ) собран на стакане, телескопически соединенном с законцовкой хвостовой балки. Он может выдвигаться для натяжения приводного ремня.

При этом, правда, необходимо перестраивать длину тросов управления рулевым винтом. Привод его осуществляется от промежуточного редуктора с помощью цепной и двух ременных передач. Рулевой винт - шарнирный (имеет горизонтальный совмещенный и осевые шарниры), вращается спереди вверх-назад. Диаметр его 1,2 м, число оборотов в минуту - 2500. Втулка РВ состоит из крестовины и двух стаканов, склепанных с лопастями.

В качестве осевых подшипников служат две бронзовые втулки, а центробежную силу воспринимает резьба М24х1,5. Уплотнение осуществляется резиновым кольцом, которое фиксируется шайбой и пружинным кольцом. Поводки осевых шарниров смещены от оси горизонтального шарнира (ГШ) на 30°. Смазка - маслом МС-20, залитым в стакан перед сборкой.

Горизонтальный шарнир собран на бронзовых втулках и цементированном пальце, который фиксируется на вилке ГШ от проворота. При сборке лопастей со стаканом особое внимание обращалось на соосность их осей. Теперь немного о выборе основных параметров лопастей воздушных винтов. Средняя аэродинамическая хорда (САХ) лопасти вычисляется из условия, что коэффициент заполнения ометаемого диска (К) будет в пределах 0,025-0,035 (меньшая величина - для больших окружных скоростей, 200-220 м/с; а большая - для меньших, 170-190 м/с), по формуле:

На вертолете АВ-1 для несущего винта величина коэффициента К = 0,028, так как окружные скорости выбраны в пределах 190-210 м/с. При этом САХ принята равной 140 мм. На летательном аппарате желательно иметь все очень легкое. Но применительно к НВ мы можем говорить о минимально допустимой массе, так как от массы лопасти зависит центробежная сила, необходимая для создания конуса вращения несущего винта.

Желательно, чтобы этот конус был в пределах 1°-3°. Изготовить лопасти массой 2-3 кг вряд ли возможно и даже нежелательно, так как будет мал запас кинетической энергии при аварийной посадке на авторотации с подрывом, а также при переходе на режим авторотации с моторного полета. Масса 7-8 кг для аварийного случая хороша, но на режимах максимальных оборотов НВ будет давать значительную центробежную силу. На АВ-1 применена лопасть массой в пределах 4,6-5,2 кг, что обеспечивает максимальную нагрузку от центробежных сил до 3600 кгс.

Прочность втулки НВ рассчитана на эту нагрузку (с 7-кратным запасом прочности); масса ее составляет 4,5 кг. Предлагаемая форма лопасти в плане и крутка - результат опытов с лопастями различной формы, круток и профилей. Лопасти НВ должны удовлетворять двум противоречивым требованиям: хорошо авторотировать (то есть обеспечивать малую скорость снижения на авторотации при отказе двигателя) и с максимальным КПД использовать мощность двигателя на моторном полете (для скороподъемности, максимальной скорости и экономичности). Рассмотрим варианты лопастей для вертолета и для автожира.

У хорошего автожира крутка обратная, то есть угол установки лопасти у комля отрицательный (-5°...-8°), а концевого участка - положительный (+2°). Профиль плосковыпуклый или S-образный. В настоящее время широко применяют профиль NACA 8-Н-12 (S-образный, 12-процентный). Форма лопасти в плане - прямоугольная. У хорошего вертолета крутка прямая, то есть у комля угол установки положительный (+8°.. .+12°) по отношению к концевому участку. Профиль NACA 23012, относительная толщина которого на конце - 12%, а у комля - 15%.

Форма лопасти в плане - трапециевидная, с сужением 2,4-2,7. Был произведен расчет формы лопасти в плане методом конечных элементов для случая полета со скоростью 110 км/ч и запасом по перегрузке лопасти, «идущей назад», - 1,4. При оборотах НВ 580 об/мин, диаметре НВ 6 м и полетной массе 200 кг получилась лопасть шириной на конце 80 мм, а у комля 270 мм (сужение 3,4). Лишняя ширина лопасти на конце приводит к лишней затрате мощности двигателя на преодоление турбулентного сопротивления профиля, поэтому выгодно максимально уменьшить смачиваемую поверхность участков, работающих на больших скоростях.

С другой стороны, для того чтобы был запас подъемной силы на концевых участках лопасти при затяжелении НВ или при переходе на авторотацию (наиболее вероятных ошибках пилотирования пилотом-любителем), необходимо иметь лопасти несколько шире расчетных. Мною принято сужение лопасти 2, корневая хорда - 220 мм, а концевая - 110 мм. Для того чтобы примирить вертолет с автожиром в одном аппарате, пришлось применить лопасти без крутки.

Сложнее с профилями. Концевая часть лопасти (R отн = 1 - 0,73) имеет профиль NACA 23012 с относительной толщиной 12%. На участке R отн = 0,73-0,5 - переходной профиль от NACA 23012 до NACA 8-Н-12, " только без S-образного хвостика. На участке R = 0,5-0,1 профиль NACA 8-Н-12 переменной относительной толщины: 12% на R отн = 0,5 и 15% на R = 0,3-0,1. Такая лопасть хорошо тянет на всех режимах полета. На авторотации получена скорость снижения вертолета 2,5 м/с.

При испытании была произведена посадка на авторотации без подрыва, торможение осуществлялось тангажом и вертикальная скорость была погашена до нуля, а пробег составил всего около 3 м. На сверхлегком вертолете в случае отказа двигателя трансмиссия РВ отсоединяется, так как для его привода требуется энергия, вырабатываемая авторотирующим НВ, что ухудшило бы авторотацию и увеличило скорость снижения.

Поэтому для РВ нет необходимости в симметричном профиле лопастей. Лучше всего подобрать плосковыпуклый типа R3. Для повышения КПД желательно применять крутку (8°). Кроме того, для повышения эффективности винта форму лопасти в плане желательно иметь трапециевидную с сужением, равным 2, и коэффициентом заполнения ометаемого диска в пределах 0,08-0,06. Хорошие результаты дает также профиль NACA 64А610-а-0,4 с относительной толщиной 12%.

Изготовить лопасти можно с применением различных технологий. Например, из цельной сосновой доски. В качестве заготовок выбираются две доски из прямослойной, без сучков, сосны средней плотности, вырезанные так, чтобы плотные слои были обращены к будущей передней кромке и шли под углом 45°. Доска профилируется по шаблону, уменьшенному на толщину оклейки стеклотканью и окраски (0,8-1,0 мм). После чистовой обработки хвостовая часть детали облегчается. Для этого разметкой выделяются лонжеронная часть и задняя кромка. Лонжеронная часть у комля составляет 45% хорды, а у концевой - 20%.

Далее сверлятся отверстия диаметром, равным расстоянию от задней кромки до лонжерона с шагом 40- 50 мм. После чего отверстия заполняются твердым пенопластом ПС или ПХВ, шлифуются заподлицо и оклеиваются стеклотканью. Комлевая часть обычно оклеивается в несколько слоев, с плавным переходом на основное полотно.

Другой способ изготовления лопастей - из нескольких дрок. Заготовка выклеивается из трех-четырех дрок, которые могут быть цельными лентами или склеенными из двух полос разной плотности. Лонжеронную часть дроки желательно изготавливать из березы или лиственницы. Сначала из двух реек склеивается заготовка дроки толщиной втрое больше чистовой. После этого она разрезается на две и обрабатывается до нужной толщины.

При этом лонжеронная часть разных дрок лопасти делается разной ширины (на 10- 15 мм) для переплета. Можно отдельно склеить лонжерон из 3-4 дрок, а хвостовую часть - из одной или двух. После профилирования в переднюю кромку необходимо вклеить противофлаттерный груз на длине 0,35 R от конца лопасти, так как флаттеру подвержены в основном концевые участки лопастей.

Груз делается из свинца или мягкой стали. После вклейки он обрабатывается по профилю и дополнительно прихватывается к дрокам лонжерона полоской стеклоткани на эпоксидной смоле. После этого можно всю лопасть оклеивать стеклотканью. Во время изготовления лопасти надо постоянно контролировать вес деталей, для того чтобы после сборки и обработки масса лопасти как можно меньше отличалась от расчетной.

Компоновка вертолета АВ-1: 1 - трубка приемника воздушного давления, 2 - рукоятка управления автоматом перекоса, 3 - рукоятка выжимного рычага, 4 - щиток приборный (тахометр, указатель температуры головок цилиндров двигателя, указатель скорости, вариометр), 5 - редуктор главный, 6 - автомат перекоса, 7 - втулка несущего винта, 8 - тяга управления автоматом перекоса Г-образная, 9 - вал промежуточный, 10-редуктор промежуточный, 11 - цепь привода рулевого винта, 12-маслобак, 13 - ремни привода рулевого винта, 14 - раскосы хвостовой балки (Д16Т, труба 40x1,5), 15 - подкосы (Д16Т, труба 20x1), 16 - рулевой винт, 17 - опора хвостовая, 18 - балка хвостовая, 19 - блок электронный, 20 - двигатель, 21 - рукоятка управления общим шагом («шаг-газ»), 22 - подкос основной опоры шасси амортизационный, 23 - тяга управления общим шагом, 24 - шкив промежуточный, 25 - триммер, 26 - стержень стабилизирующий с грузами, 27 - блок педалей управления шагом рулевого винта.

Hecущий винт условно развернут на 18°

Трансмиссия вертолета: 1 - втулка несущего винта, 2 - редуктор главный, 3 - рычаг выжимной, 4 - вал выжимной со шлицевым стаканом. 5 - шестерня ведущая промежуточного редуктора, 6 - вал ведущей шестерни, 7 - стакан фрикционно-храповой муфты. 8 - фиксатор выжимного вала шариковый, 9 - вал-рессора, 10 - амортизаторы двигателя, 11 - двигатель, 12 - маховик, 13 - насос масляный, 14- маслобак, 15 - шестерня ведомая, 16 - муфта храповая обгонная, 17 - вал промежуточный, 18-датчик оборотов несущего винта, 19 - лопасть несущего винта.

Главный редуктор вертолета: 1 - стержень стабилизирующий, 2 -гайка М18, 3 - вилка втулки первой лопасти, 4 - вилка муфты НВ, 5 -уплотнения, 6 - подшипник карданного кольца АП 80018Ю, 7 - ухо, 8 - кольцо АП наружное, 9 - подшипник 76-112820Б, 10 - кольцо карданное (З0ХГСА), 11 - кольцо АП внутреннее (З0ХГСА), 12 - подшипник 205, 13-вал-шестерня ведущий, 14 - подшипник 106, 15 - манжета, 16 - кольцо разрезное, 17-втулка упорная (З0ХГСА), 18 - насос винтовой масляный, 19 - шток привода механизма общего шага, 20 - тяга управления общим шагом, 21 - гайки, 22 -подшипник самодельный упорный, 23 -корпус подшипника, 24 - шток уплотнительный, 25 - крышка уплотнительная, 26 - шестерня ведомая, 27 - корпус главного редуктора, 28 -подшипники 109, 29 - вал главный, 30 - шлиц-шарнир привода наружного кольца АП, 31 -вилка втулки второй лопасти, 32 - палец муфты НВ (З0ХГСА, пруток диаметром 18), 33 - подшипник игольчатый самодельный, 34 - тяга поводка лопасти, 35 - вилка штока, 36 - коромысло механизма общего шага и АП, 37 - тяга.

Втулка несущего винта в сборе: 1 -шпилька контровочная, 2 - шарнир лопасти, 3 - вилка штока механизма общего шага, 4 - коромысла, 5 - тяга АП, 6 - стержень стабилизирующий, 7 - тяга, 8 - поводок, 9 - кольцо АП наружное.

Втулка несущего винта: 1 - поводок, 2 - палец, 3 - вилка втулки лопасти, 4 - вилка шарнира лопасти.

Автомат перекоса: 1 - редуктор главный, 2 - тяга Г -образная (выполнена заодно с поз.8), 3 - уши, 4 - шлиц-шарнир привода наружного кольца, 5 - корпуса подшипников карданного кольца, 6 - втулка наружного кольца стяжная, 7 - кольцо карданное, 8 - кольцо внутреннее, 9 - кольцо наружное, 10 - противовес шлиц-шарнира.

Механизм привода рулевого винта: 1 - вилка муфты рулевого винта, 2 - крестовина, 3 - палец, 4 - поводок осевого шарнира, 5 - тяга, 6 - ползушка механизма управления шагом винта, 7 - цапфа привода ползушки, 8 - штифт (сталь 45, пруток диаметром 4), 9 - подшипник 7000105, 10 - корпус редуктора (Д16Т), 11 - подшипник 7000102, 12 - стакан (З0ХГСА), 13 - шкив привода винта.

Втулка рулевого винта: 1 - крестовина (18Х2Н4МА), 2 - палец (З0ХГСА), 3 - втулки (бронза), 4 - палец тяги, 5 - поводок осевого шарнира (З0ХГСА), 6 - лопасть, 7 - стакан лопасти (З0ХГСА), 8 - кольцо уплотнительное резиновое, 9 - кольцо стопорное.

Лопасть несущего винта: 1,2- дроки лонжерона наружные (лиственница, сосна северная, ясень, бук плотностью 0,8 г/см3), 3 - покрытие (стеклоткань s0, 1, два слоя), 4 - дрока средняя (клин «на нет»), 5 - элемент лонжерона (клин «на нет») средний, 6 -элементы лонжерона наружные (сосна южная, ель плотностью 0,25-0,42 г/см3), 7 - пенопласт (ПС, плотность 0,15 г/см3), 8 - покрытие (стеклоткань s0,05, два слоя, второй слой под углом 45° к оси), 9 - груз (свинец), 10 - покрытие (стеклоткань s0,1, два слоя, один слой под углом 45° к оси), 11 - заклепка, 12 - триммер.

Лопасть рулевого винта (крутка линейная): 1 - лонжерон (лиственница, ясень, бук, северная сосна плотностью 0,8 г/см3), 2 - хвостовик (пенопласт ПС), 3 - пробки (сосна), 4 - грузик балансировочный (свинец, диаметром 8 мм).

Кто не мечтал иметь собственный вертолет? Наверное, об этом задумывался каждый ребенок и каждый мужчина. Ведь мужчины это большие дети. О вертолетах ходит много разных историй. Например, девушка, которая везла в метро для мужа коробку с моделью данного аппарата, еще ни разу не получала такого внимания от других мужчин. Естественно, окружающих интересовала вовсе не девушка, а именно эта модель.

Сегодня можно купить практически все что угодно. В широком ассортименте в магазинах предлагаются различные модели самолетов или коптеров. Но купить легко, а самодельный вертолет − это очень интересно. Ведь здесь нужно придумать конструкцию, продумать до мельчайших деталей привод и мотор, сделать систему управления. Это большой труд. Обычно таким занимаются любители техники или инженеры в свободное от работы время. Но существует информация и не только о моделях этой летающей техники. Есть вполне реальные, воплощенные в металле летающие машины.

Сегодня можно встретить даже целые субкультуры людей, которые конструируют, изготавливают и запускают такие самодельные самолеты и вертолеты. Это настоящие энтузиасты в этой области.

Первый вертолет

Прежде чем заниматься изготовлением самодельных аппаратов, нужно разобраться, как же эта штука работает, как она устроена, за счет чего она поднимается в воздух.

Первый геликоптер удалось поднять в воздушное пространство в 1907 году. Для тех, кто не в курсе, это произошло через 4 года после первых полетов величайших изобретателей братьев Райт на их самодельной летающей машине.

Вертолет был создан французскими любителями неба. Братья Бреге дали своему летательному аппарату имя "гироплан". Он весил порядка 578 кг. Бензиновый мотор обладал мощностью в 45 л. с. Аппарат комплектовался четырьмя несущими винтами диаметром 8,1 м. Также на каждом отдельном винте были установлены еще 8 лопастей. Они были соединены между собой попарно. Также геликоптер имел четыре вращающихся крыла бипланового типа. Так, тяга летательной конструкции составляла порядка 600 кг.

Это, можно сказать, самодельный вертолет. Ведь они собирали его из подручных средств. В итоге он смог подняться на 60 см над землей. Аппарат провисел над поверхностью какую-то минуту.

Разница в четыре года между изобретением самолета и вертолета можно объяснить лишь сложностью конструкции геликоптера.

Конструкция

Существуют несколько видов коптеров. Их подразделяют по типам. Это одновинтовые, соосные, а также поперечные и продольные. Особо распространены первые два. Давайте посмотрим, как же работают эти летающие конструкции. Если знать, как устроен аппарат, а также его принцип действия, то собрать самодельный вертолет своими руками не составит особого труда, лишь бы желание было.

Одновинтовая схема

Конструкция состоит из фюзеляжа, впереди которого располагается кабина для размещения пилотов. Остальное место предназначено для размещения пассажиров или же грузов. Справа и слева, рядом с шасси крепятся баки для топлива. Также конструкция включает два газотурбированных двигателя. Каждый из них обладает мощностью в 1500 л. с. Спереди, прямо над кабиной пилотов, расположены воздухозаборники, сзади выхлопная система.

Самая сложная часть в этой конструкции − автомат перекоса и несущий винт, а также хвостовая балка, на которой закреплен рулевой винт.

Соосная схема

Составляющие этой машины мало чем отличаются от предыдущего типа. В промышленных и военных машинах разве что моторы мощней. Также отличием является наличие 2-х несущих винтов. Геликоптеры, построенные по такому принципу, не имеют управляющего винта. Однако комплектуются вертикальным стабилизатором.

Как и почему они летают?

Если вы поставите обычный бытовой вентилятор на колесную базу и запустите его на максимальной мощности, то он вместе с базой будет перемещаться в сторону, которая противоположна потоку воздуха. Это все из-за тяги, которая создается элементом.

Ту же самую функцию выполняет и вертолетный винт. Именно последняя деталь выполняет основные задачи по подъему летательного аппарата. Также винт заставляет машину двигаться в горизонтальной плоскости. Это одна из сложнейших деталей вертолета.

Несущий винт

Этот узел состоит из втулки и лопастей. Лопасти могут быть исполнены в виде цельной конструкции из металла либо же лонжерона, а также обшивки и заполнителей.

В современных лопастях промышленных и военных геликоптеров установлены системы, в которые полностью в автоматическом режиме закачивается воздух, если лонжерон каким-то образом повредится. В 1963 году произошла вертолетная революция, и лопасти машины стали производить на основе стеклопластика. Сегодня такие детали используют на большинстве вертолетов во всем мире. Но, если есть доступ к производству различных элементов из такого материала, самодельный вертолет тоже можно укомплектовать ими.

В большинстве случаев лопасти были закреплены на втулке при помощи шарниров или же различных гибких элементов. В вертолетостроении особо распространена трехшарнирная конструкция. Она имеет шарнир в горизонтальной плоскости, а также вертикальный и осевой элемент.

При полете такой машины лопасти порой совершают самые разные движения. Они могут совершать вращение вокруг горизонтальной оси винта и менять свое положение на каждый оборот.

Лопасти и шарниры

Шарниры располагаются в очень строго определенной последовательности на определенном расстоянии от центра. Вначале идет горизонтальный, далее вертикальный, а в конце осевой шарнир.

К чему все это? А вот к чему. Лопасти винта вращаются вокруг оси по часовой стрелке. При положении 90 градусов скорость, с которой двигаются лопасти в отношении потоков воздуха, является максимальной. Она складывается из той, с которой вращается винт, и непосредственно скорости воздуха, идущего навстречу машине.

На противоположной стороне данное значение минимальное. Оно от воздушного потока. Казалось бы, такая разность скоростей не может способствовать подъему летательного аппарата в воздух. Но нет. Так как лопасти закреплены на втулке посредством гибких элементов, то вместо опрокидывания машины остается лишь сменить угол наклона.

Процесс подъема геликоптера в небо и сам полет происходит вследствие того, что изменяется угол атаки лопастей. Это синхронизируется с тягой двигателя. Чтобы можно было синхронизировать работу лопастей и моторов, был изобретен так называемый автомат управления углом атаки, или элемент перекоса. Данный узел обладает достаточно сложной конструкцией. Поэтому самодельный автомат перекоса вертолета сделать не так уж просто. Хотя чертежи этого узла существуют.

Радиоуправляемые вертолеты своими руками

Еще около пяти лет назад радиоуправляемые модели были в диковинку для многих. Люди сбегались посмотреть на это чудо. Сегодня такая техника предлагается в самых различных комплектациях. Большинство предпочитает полностью готовые комплекты. Но есть и детали для самостоятельного изготовления.

Готовимся к сборке

Если есть желание собрать геликоптер своими силами, то стоит начать с более простых схем. Это в большинстве случаев два несущих винта на одном шасси. Такие модели обладают более высокой стабильностью, нежели их аналоги в классической компоновке. Это идеальный вариант для тех, кто ни разу не летал. Также подобные конструкции являются идеальным вариантом, если придется летать в закрытых пространствах.

Прежде чем собирать самодельный мини-вертолет, следует воспользоваться основными правилами. Для начала нужно придумать либо разработать схему. Затем следует правильно подобрать материалы и необходимый инструмент. Резьбы, а в особенности в металле, лучше посадить на фиксатор резьбы. Это необходимо для безопасности.

Необходимые материалы

Чтобы изготовить такую летающую технику, понадобится пластик, стеклопластик, дерево, карбон и алюминий. Также нужен двигатель, аккумуляторы, лопасти, ротор, редуктор для хвоста. Кроме этого, понадобиться сервоприводы для управления, электронные компоненты, краска, клей и некоторые мелочи.

Самодельный радиоуправляемый вертолет в несколько этапов

Сейчас мы посмотрим, как делать такую модель из того, что есть в гараже у каждого. Сборка будет производиться в несколько шагов. Давайте рассмотрим их.

Рама

Итак, для начала работы нам нужно рама. На ней будут закреплены основные детали и узлы. Этот узел должен иметь высокую жесткость. Чем жестче получится конструкция, тем лучше.

Для хобби-техники будет достаточно пластиковой рамы из двух половин. Между двумя частями будут зажаты подшипники и другие части. Затем половинки нужно стянуть саморезами. Если вам удалось изготовить раму по данному принципу, стянув и скрепив ее правильно, можете считать, что треть всей работы уже выполнена.

Мотор

Если вы не хотите долго рассчитывать при помощи специализированных программ передаточные отношения и мощность двигателя, лучше сделать так, чтобы мотор соответствовал рекомендациям производителя. Мотор крепится к раме. Крутящий момент будет передаваться на сцепление. Для этого дополнительно монтируют резиновую муфту.

Сцепление

На самодельный вертолет своими руками нужно установить систему центробежного сцепления. Оно должно включать в себя маховик и кулачки, а также «колокол». Когда обороты дойдут до нужного уровня, кулачки раздвинутся и войдут в зацепление с ним.

Ротор

Если модель спроектирована по схеме с одним несущим ротором и рулевым винтом, то это очень простая модель для реализации. Как поступать далее? Между мотором и ротором нужно смонтировать обгонную муфту. Она предназначена для того, чтобы механизм мог свободно вращаться по инерции.

Хвостовая балка

Данная деталь может быть изготовлена из алюминия, карбона или углепластика. Здесь важна жесткость. Внутри балки нужно расположить ременную передачу или же вал, через который вращение мотора будет передаваться на ротор на хвосте.

Управление шагом хвостового ротора

Самодельный вертолет предусматривает наличие машинки для управления хвостовым ротором. Так, можно применить длинную тягу через промежуточные качалки.

Шасси

Чтобы аппарат был более устойчивым, его необходимо оснастить шасси. Это позволяет смягчать удары и предотвратить возможные опрокидывания машины. Данный узел можно купить или же сделать самостоятельно из алюминиевой трубы и поперечин из пластика.

Капотная часть

Это больше декоративная деталь, хотя она несет и противоударную функцию. Для изготовления подойдет пластик. Чем он легче, тем лучше.

Электронная система

Без гироскопа, приемника, аккумуляторов и сервоприводов усилия просто обречены на провал. Самодельный вертолет на радиоуправлении не взлетит без вышеперечисленных деталей. Электронику тоже монтируют в корпусе летающей машины. Чтобы обеспечить безопасность, в электронную часть можно добавить выключатель и индикаторы заряда ботовых батарей.

В качестве пульта для управления лучше приобрести готовое устройство. Собрать такое устройство с нуля не каждому под силу. Также нужно помнить, что в конструкции летательного аппарата не должно быть тяжелых моторов или аккумулятора. В противном случае машина не полетит в силу большой снаряженной массы.

Сделать своими руками вертолет − очень увлекательное занятие. Но летать с ним - это настоящее искусство. Полеты самодельных вертолетов − особенное зрелище. Если научиться управлять аппаратом виртуозно, тогда вы определенно вызовите восторг у окружающих.

Лопасти для вертолетов

Все те, кто регулярно летают с такими моделями, знают, как часто ломаются данные элементы. Особенно часто с этим сталкиваются начинающие летчики. Играть с вертолетом хочется, но постоянно приобретать эти детали − совсем не выход. К тому же и цена на них внушительная.

За час времени можно сделать четыре самодельные лопасти для вертолета. Для изготовления понадобятся пластиковые карточки без тиснения, а также целые лопасти. Целые детали будут использованы в качестве шаблона.

Одну из лопастей следует избавить от профиля. Для этого можно прогреть ее на газу, а затем расплющить об стол или любой другой предмет. Главное, делать это не слишком сильно. Затем, нужно обвести по шаблону, например, ножом. Резать необходимо несколько раз без нажима, а затем раз от раза усиливать нажим. Далее, аккуратным движением пластиковая карточка надламывается и дальше прорезается.

Так получилась заготовка. Теперь необходимо сделать ее тоньше. Для этого нужно шкуркой зачистить ее от второй трети ее размера. Затем переходимо к созданию профиля. Здесь необходимо свернуть тряпку в рулон, а нашу заготовку подогреть до мягкости. Нагревать нужно с широкой стороны. Затем, когда она уже достаточно мягкая, можно положить ее на рулон из ткани. Для того чтобы получить нужный профиль, достаточно прижать сверху заготовку заводской лопастью.

Другие самодельные аппараты

Далеко не все предпочитают самодельный вертолет на пульте управления. Некоторые любители техники предпочитают собирать вполне серьезные машины. Они выглядят почти как настоящие геликоптеры, просто изготовлены в большинстве достаточно кустарно. Но это все-таки хобби.

Например, парень из Нигерии, который учится на физическом факультете, увлекается тем, что разбирает на запчасти старую автомобильную технику и собирает из этого настоящий самодельный вертолет. Чертежи парень разрабатывает также сам.

Про очередное свое детище нигерийский физик говорит, что собирал машину порядка восьми месяцев. Этот аппарат поднимался над нигерийскими землями более 6 раз. В качестве материала был использовать алюминиевый лом.

Данный плод инженерной мысли оснащен мотором от автомобиля "Хонда". Двигатель имеет мощность в 133 л. с. В кузове установлены сидения от «Тойоты». Другие комплектующие были от «Боинга», который терпел крушение неподалеку.

Еще один самодельный вертолет из бензопилы стал возможностью для заключенного организовать побег из тюрьмы. Правда, конструкция его была проста до банального. Заключенный приделал к бензопиле деревянный винт. Это дало возможность мужчине без труда преодолеть на таком «хеликоптере» более 100 метров.

А 82-летний житель Рязани, несмотря на свой возраст, увлекается авиацией и вертолетостроением. Токарь, фрезеровщик да и вовсе большой мастер собрал свой первый летательный аппарат в 30-летнем возрасте. Он тогда работал на одном из заводов в Алма-Аты. Там он познакомился с одним летчиком, а тот помог ему сконструировать самодельный одноместный вертолет.

Хоть этому вертолету уже порядка 50 лет, старый специалист все еще продолжает конструировать все новые и новые машины. Сегодня со своим сыном он пытается собрать еще одну модель аппарата. Сборка началась прямо во дворе, затем переехала в гараж.

В Харькове тоже живет один любитель вертолетной техники. Конечно, на его машине нельзя полетать над землей. Его вертолет оснащен автопилотом, а управление осуществляется по радиоканалу. Эта конструкция отличается наличием автопилота. Вертолет может облететь по 200 точек по заранее заданному маршруту, а также вернуться туда, откуда аппарат взлетал ранее.

Заключение

Вот мы и узнали, как сделать самодельный вертолет. Как видите, при должном уровне навыков и информации можно собирать достойные летательные аппараты.

Поднять в небо пару танков, парк бронетранспортеров или семитонную линию электропередач. Это может не только ракета-носитель «Протон М», но и наш транспортный вертолет Ми-26 - крупнейший в своем классе. Производят этот летающий склад в Ростове-на-Дону на заводе «Роствертол». Не буду раскрывать все карты, но мне чудом удалось там побывать. Кстати, говорят, что тех, кто переступил порог военного предприятия, потом за границу не выпускают. Надеюсь, летний отпуск на Кипр теперь не сорвется.
1.

«Роствертол» входит в холдинг «Вертолеты России» – самый прибыльный актив корпорации «Ростехнологии». Эта компания – третья в мире по объемам выпускаемой вертолетной техники. Портфель ее заказов достиг 1500 винтокрылых машин (так старики-конструкторы называют свои вертолеты).

«Роствертол» работает с конца 40-х. Говорят, тогда завод производил летательные аппараты из ДЕРЕВА!!! Хорошо, что со временем они переквалифицировался. Военным страшно было бы летать на полене.

2.


Сперва мне показали цех сборки того самого Ми-26. В него можно погрузить до 20 тонн груза. Американцы делают аналог, но он выдерживает в 1,5 раза меньше.

3.


Думали, это цех? Нет, кабина. Просто она больше напоминает ангар. В нее может поместиться еще один вертолет, например, трехтонный Ка-226. Ну или грузовик «Камаз». На раму вертолета можно подцепить целый танк.

4.


Однажды Ми-26 перевозил самолет Ту-134 - не самая легкая ноша.

5.


А вот он выручает из беды подбитый американский вертолет «Чинук». Не валяй дурака, Америка.

6.


Чтоб рабочим подступиться к такой махине, необходимы реальные строительные «леса». Высота вертолета - более 8 метров, что сопоставимо с трехэтажным домом.

7.


По этой фотографии легко оценить гигантские габариты Ми-26. Планируется начать выпуск модели с сокращенным экипажем (два человека вместо пяти), современной авионикой и инфракрасным видением. 15 вертолетов уже заказали в Индии. Наше Минобороны по такому случаю тоже проснулось и заинтересовалось новой модификацией.

8.


А тут собирают ударный вертолет Ми-28. НАТОвцы от страха его прозвали «Опустошитель». Предназначена машина для уничтожения танков в условиях жесткой кровавой бани.

9.


На такой технике можно делать «мертвую петлю» или «бочку» (когда машина резко разворачивается на 360°). Не хотел бы я оказаться на месте того заблудшего танкиста, который случайно наткнется в темноте на Ми-28Н, недаром его второе название - «Ночной охотник».

10.


Листы брони на кабине выдерживают лобовое попадание бронебойных 12,7-мм пуль, осколочно-фугасных 20-мм снарядов и даже осколков управляемых ракет.

11.


На заводе внимательно следят за качеством, которое, кстати, признано во всем мире. Но вот в 2007 году Ми-26ТС сертифицировала гражданская авиация Китая - долго же они раздумывали. Наверно, прикидывали, сколько времени уйдет на копирование.

12.


Молодежь охотно идет на завод. В обед тут устраивают настоящий американский баскетбол. Местный Майкл Джордан не оставил мне никаких шансов - я не победил со счетом 15:8.

13.


А вот в теннис удалось выиграть один сет.

14.


После солянки с тремя видами мяса мне показали сборку «Крокодила» Ми-24. В первоначальной модификации это был первый советский и второй в мире боевой вертолет спецназначения (нас обскакала американская AH-1 «Кобра»).

15.


А это вертушки на экспорт, с фирменным знаком «Рособоронэкспорта». Наши машины в 2011 году закупали в Перу - Ми-35П, Мьянме - Ми-24П, Азербайджане - Ми-35М.

16.


Завод не только собирает вертолеты, но и проводит сервисное обслуживание. Сейчас вот модернизируют машину сибирской авиакомпании «СКОЛ». Что ж, надеюсь, они его приведут в нормальный вид, хотя, по-моему, легче новый купить.

17.


Совсем свеженькие боевые вертолеты скоро отправятся на оборону Родины. В 2011 году «Роствертол» на 100% выполнил гособоронзаказ. Наши войска уже пополнились новыми Ми-28Н, Ми-35М, Ми-26.

18.


В конце экскурсии мне даже показали, как летает вот такой красавец. Дали почувствовать на себе всю мощь российской техники. Машина зверь. В итоге меня и вправду сдуло!

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!