Обязанности начальника станции жд. Начальник железнодорожной станции, разъезда

Типовой образец

______________________________
(наименование организации, УТВЕРЖДАЮ
предприятия и т.п., его (инициалы, фамилия)
организационно-правовая форма) _________________________
(директор или иное
должностное лицо,
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)

(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.
м.п.

Должностная инструкция
начальника железнодорожной станции
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Начальник железнодорожной станции относится к категории
руководителей.
1.2. На должность начальника железнодорожной станции назначается
лицо, имеющее в зависимости от классности станции:

станции V класса - среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции IV класса - среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 2 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции III класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции II класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции I класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 4 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции внеклассной - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 5 лет.
1.3. Начальник железнодорожной станции назначается и освобождается
от должности ____________________________________________________________
и подчиняется непосредственно __________________________________________.
1.4. Начальник железнодорожной станции должен знать:
- Правила технической эксплуатации железных дорог;
- Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах;
- Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
- Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ;
- Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
- приказы, распоряжения и указания вышестоящих организаций;
- методические, нормативные и другие руководящие материалы по
организации грузовой и поездной работы и перевозке пассажиров;
- график движения поездов, план формирования поездов;
- правила перевозок грузов, технические условия погрузки и крепления
грузов;
- показатели и технические нормы эксплуатационной работы станции;
- принципы работы устройств СЦБ и связи и правила пользования ими;
- основы оперативного планирования перевозок;
- основы экономики и управления производством;
- порядок планирования производственно-хозяйственной деятельности и
заключения хозяйственных договоров, договорные обязательства с
обслуживаемыми предприятиями;
- действующие положения об оплате труда и формы материального
стимулирования;
- правила и нормы по охране труда, технике безопасности и
производственной санитарии;
- Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
- положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
- _________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия начальника железнодорожной станции
(командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности

Начальник железнодорожной станции:
2.1. Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции в
соответствии с законодательством, приказами, указаниями, другими
нормативными актами Министерства путей сообщения, железной дороги,
отделения железной дороги и Уставом (положением) железнодорожной станции.
2.2. Организует работу железнодорожной станции и взаимодействие
структурных подразделений по выполнению пассажирской, грузовой и поездной
работы в соответствии с планом и заданиями отделения железной дороги,
обеспечивая безопасность перевозок, сохранность грузов и подвижного
состава, минимальные затраты и эффективное использование технических
средств.
2.3. Участвует в разработке и утверждении технологического процесса
и техническо-распорядительного акта работы станции и других документов по
производственно-хозяйственной деятельности станции.
2.4. Осуществляет оперативное планирование поездной и грузовой
работы станции на основе суточного и сменного задания отделения дороги.
2.6. Анализирует выполнение основных показателей работы станции,
докладывает руководству о результатах работы.
2.6. Расследует случаи нарушения нормальной работы станции, Правил
технической эксплуатации железных дорог, инструкций и приказов,
разрабатывает мероприятия по их предупреждению.
2.7. Контролирует выполнение грузоотправителями и грузополучателями
правил перевозок, технических условий погрузки и крепления грузов,
требований ГОСТ по сохранности вагонного парка.
2.8. Принимает меры по обеспечению сохранности и содержанию в
исправном состоянии станционных сооружений, устройств и оборудования,
развитию, реконструкции и техническому перевооружению станции;
обеспечивает внедрение новой техники, технологии и передового опыта.
2.9. Представляет интересы железнодорожной станции, распоряжается ее
имуществом в пределах предоставленных прав.
2.10. Заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках
расчетный и другие счета.
2.11. Обеспечивает развитие подсобно-вспомогательного производства,
расширение платных услуг населению.
2.12. Контролирует ведение в установленном порядке бухгалтерского,
статистического учета и отчетности, составление годового баланса и
отчета.
2.13. Утверждает структуру и штаты станции.
2.14. Издает приказы и распоряжения.
2.15. Поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на
нарушителей трудовой и производственной дисциплины.
2.16. Осуществляет подбор, расстановку, обучение и повышение
квалификации кадров, совершенствование организации труда и заработной
платы, системы материального стимулирования.
2.17. Организует заключение и выполнение коллективного договора.
2.18. Обеспечивает социальную защиту работников, соблюдение
законодательства об окружающей среде.
2.19. Принимает меры по укреплению трудовой и производственной
дисциплины.
2.20. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение
производственного травматизма, выполнение трудового законодательства,
правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной
санитарии, повышение культуры производства.
2.21. Поручает выполнение отдельных функций своим заместителям или

2.22. _____________________________________________________________.

3. Права

Начальник железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять интересы железнодорожной станции во
взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.
3.2. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
улучшению работы станции.
3.3. Издавать указы, распоряжения, подписывать и визировать
документы в пределах своей компетенции.
3.4. Поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или
руководителям структурных подразделений.
3.5. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.6. ______________________________________________________________.

4. Ответственность

Начальник железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
начальника железнодорожной станции, разъезда

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Начальник железнодорожной станции, разъезда (далее - "Работник") относится к руководителям.
1.2. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность Работника при выполнении работ по специальности и непосредственно на рабочем месте в "________________" (далее - "Работодатель").
1.3. Работник назначается на должность и освобождается от должности приказом Работодателя в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.4. Работник подчиняется непосредственно ______________.
1.5. Работник должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие, методические и нормативные документы, касающиеся работы железнодорожного транспорта;
- техническо-распорядительный акт железнодорожной станции, разъезда;
- технологический процесс работы подъездного пути организации;
- принцип работы устройств СЦБ и связи и порядок пользования ими;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- методику технико-экономического и оперативного планирования;
- положения по оплате труда;
- основы трудового законодательства;
- правила по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.
1.6. В период временного отсутствия Работника его обязанности возлагаются на ________________ (должность).
1.7. В подчинении Работника находятся: ________________________________.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

Организует работу железнодорожной станции, разъезда по приему и отправлению поездов, формированию и расформированию составов, уборке вагонов и подаче их на фронты погрузки-выгрузки, взвешиванию и дозировке грузов в вагонах. Обеспечивает ускорение оборота вагонов и сокращение их простоя под грузовыми операциями на подъездных путях, взаимодействие в работе со станцией примыкания, выполнение мероприятий по предупреждению аварийности и производственного травматизма на станции, разъезде. Обеспечивает безопасность движения поездов и маневровой работы, выполнение плановых заданий при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов, повышении производительности труда на основе выявления и использования резервов производства, совершенствование прогрессивных форм организации труда работников, соблюдение производственной и трудовой дисциплины. Участвует в проведении испытаний и внедрении новых устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, подвижного состава, средств автоматизации работы, в расследовании причин аварий и несчастных случаев. Разрабатывает техническую документацию (техническо-распорядительный акт), местные маневровые инструкции и другие документы, регламентирующие работу станции, разъезда. Разрабатывает мероприятия по подготовке к работе в зимних условиях и в период паводков, контролирует их проведение. Обеспечивает исправное состояние в границах станции, разъезда железнодорожных путей, стрелок, сигналов и других технических устройств, нормальное освещение территории, стрелочных постов, стрелок, переездов, пунктов погрузки и выгрузки. Контролирует обеспеченность работников необходимым инвентарем, сигнальными принадлежностями, материалами. Анализирует работу станции, разъезда по выполнению планов погрузки, выгрузки, по обеспечению безопасности движения поездов и производства маневровой работы. Организует техническую учебу и производственный инструктаж работников. Контролирует работу дежурных по станции, разъезду, локомотивно-составительских бригад, приемосдатчиков, сигналистов и дежурных стрелочных постов по приему и отправлению поездов и производству маневров и ведение поездной и технической документации. Обеспечивает ведение и своевременное представление документации и отчетности.

3. ПРАВА РАБОТНИКА

Работник имеет право на:
- руководство подчиненными;
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
- получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности;
- взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник несет ответственность за:
4.1. Невыполнение своих функциональных обязанностей.
4.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.
4.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений Работодателя.
4.4. Нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда, непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его работникам.
4.5. Несоблюдение трудовой дисциплины.
4.6. Работник несет полную индивидуальную материальную ответственность в соответствии с заключенным с ним договором о полной индивидуальной материальной ответственности.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
5.2. В связи с производственной необходимостью Работник обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

размер шрифта

РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО РЖД от 31-05-2011 1186р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ (2020) Актуально в 2018 году

10. Права, обязанности и ответственность начальника железнодорожной станции

10.1. Железнодорожную станцию возглавляет начальник железнодорожной станции, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном ОАО "РЖД" порядке. Начальник железнодорожной станции является уполномоченным представителем работодателя - ОАО "РЖД".

Компетенция и условия его деятельности определяются: Трудовым кодексом РФ, настоящим Положением, другими нормативными документами ОАО "РЖД", заключаемым с ним трудовым договором, а также доверенностью, выдаваемой начальником Дирекции управления движением в установленном в ОАО "РЖД" порядке. Начальник железнодорожной станции руководит деятельностью железнодорожной станции в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с нормативными документами ОАО "РЖД" и Центральной дирекции.

10.2. Начальник железнодорожной станции имеет право:

Координировать деятельность подразделений, обеспечивающих эксплуатационную деятельность железнодорожной станции по выполнению технологического процесса ее работы;

Осуществлять в железнодорожном узле (станции) оперативное разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия подразделений, обеспечивающих эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, на основе требований действующих нормативных документов МПС, ОАО "РЖД", в т.ч. корпоративных стандартов и регламентов;

Давать оперативные указания работникам структурных подразделений, обеспечивающим эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, с целью предотвращения угрозы жизни людей, безопасности движения поездов, а также в случае выявления нарушений охраны труда и пожарной безопасности;

Контролировать соблюдение подразделениями, обеспечивающими эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, предусмотренных технологическим процессом нормативов выполнения операций;

В установленном порядке выходить с предложением к руководству подразделений, обеспечивающих эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, о принятии мер дисциплинарного воздействия к работникам в случае нарушения ими нормативных актов в сфере железнодорожного транспорта, корпоративных стандартов и регламентов либо приостанавливать деятельность работников подразделений, обеспечивающих эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, в случаях, когда действия работников создают угрозу жизни людей, безопасности движения поездов или безопасности людей, с оперативным сообщением руководителю соответствующего подразделения для принятия мер;

Давать предложения о поощрении работников подразделений, обеспечивающих эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, за предотвращение аварийных ситуаций и улучшение использования пропускной и перерабатывающей способности железнодорожной станции, повышение надежности работы технических средств;

Организовывать комиссии с участием представителей подразделений, обеспечивающих эксплуатационную деятельность железнодорожной станции, владельцев железнодорожных путей необщего пользования и подвижного состава, грузоотправителей и грузополучателей по выработке решений, направленных на улучшение работы железнодорожной станции, формирование перспективных и годовых планов развития, внедрения новой техники, передовых методов труда, совершенствования технологии работы, строительства и реконструкции сооружений и технических устройств железнодорожной станции;

При необходимости, рассматривать и согласовывать планы производства работ, проводимых на территории железнодорожной станции.

Оперативные решения начальника железнодорожной станции по вопросам приема, пропуска, отправления поездов, выполнения маневровой работы, соблюдения требований безопасности движения и охраны труда на железнодорожной станции обладают приоритетом по отношению к решениям, принимаемым другими руководителями подразделений, обеспечивающих эксплуатационную деятельность железнодорожной станции. Данные распоряжения начальника железнодорожной станции обязательны для исполнения всеми работниками этих подразделений.

10.3. Начальник железнодорожной станции обязан:

Организовывать работу железнодорожной станции на основе технологического процесса работы железнодорожной станции, эффективного использования технических средств и внедрения передовых методов труда;

Обеспечивать выполнение основных показателей работы железнодорожной станции (группы железнодорожных станций);

Своевременно актуализировать техническо-распорядительный акт и технологический процесс (технологическую карту) работы железнодорожной станции (группы железнодорожных станций) и другие документы по производственно-хозяйственной деятельности железнодорожной станции;

Проверять условия охраны труда и выполнения техники безопасности работников своей железнодорожной станции на железнодорожных путях необщего пользования (в соответствии с заключаемыми договорами). При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения или сохранности вагонного парка, прекращать подачу/уборку вагонов до устранения неисправностей;

Организовывать работу оперативного штаба по снегоборьбе на железнодорожной станции;

Формировать в коллективе железнодорожной станции корпоративную культуру и необходимый психологический климат.

10.4. Начальник железнодорожной станции несет ответственность за:

Выполнение технологического процесса (технологической карты) работы железнодорожной станции;

Обеспечение безопасности движения в хозяйствах перевозок и коммерческой работы в сфере грузовых перевозок на железнодорожной станции в соответствии со своими должностными обязанностями;

Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности движения, сохранности подвижного состава и перевозимых грузов, охране труда, улучшению условий труда работников железнодорожной станции;

Проведение инструктажей работникам железнодорожной станции;

Состояние трудовой и производственной дисциплины в коллективе железнодорожной станции;

Своевременную подготовку персонала, инвентаря и документации железнодорожной станции к работе в зимних условиях;

Мобилизационную готовность станции, а также организацию и контроль проведения занятий по гражданской обороне, поддержание в надлежащем состоянии средств защиты работников железнодорожной станции, средств связи и оповещения;

Выполнение других задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере железнодорожного транспорта, настоящим Положением и другими нормативными документами ОАО "РЖД".

Это начало чеховского рассказа, написанного в 1883 году, который так и называется – «Начальник станции».

Антон Павлович Чехов, великий знаток мелочей, из которых состояли жизнь и работа множества его современников, описывает забавный случай, произошедший в такую ночь. Не станем вдаваться в то, как Шептунов попал в неловкое положение, лучше попытаемся понять, чем занимались и как жили его коллеги.

Сегодня сеть ОАО «РЖД» насчитывает 5341 станцию, 57 из них – сортировочные, отправляющие десятки поездов в сутки. И трудно представить себе начальника станции, который, как Степан Степаныч, должен лично встречать и провожать каждый поезд.

Как самостоятельное линейное предприятие станцию впервые осмыслили в 1848 году. Тогда, чтобы улучшить управление движением, железную дорогу было решено разделить на территориальные отрезки – дистанции, отделения и станции между ними. Отделения представляли собой участки, включающие станции I и II класса, а также перегон между ними.

Начальники станций распоряжались приёмом, пропуском и отправлением поездов, их обязанностью был надзор за состоянием – чистотой и исправностью – станционных зданий, подготовкой подвижного состава, размещением пассажиров, приёмом и сдачей грузов, за кассирами, ведением финансовой отчётности, а также общая координация работы.

Начальник станции встречал, осматривал и провожал ударом колокола все поезда, следил за порядком на платформе. Это было не так сложно при двух-трёх парах поездов в сутки. Судя по рассказу, Шептунов обеспечивал со своей стороны то, что называется безопасностью движения поездов. Он внимательно следил за тем, чтобы поезд был принят на нужный, подготовленный путь. Он кричит, увидев чью-то фигуру: «Не ходить по рельсам! Запрещено!»

Краеведы города Сестрорецка Ленинградской области нашли документ, который рассказывает, как в 1876 году вполне реальный начальник станции заботился о том, чтобы никто не попал под поезд. Станция была огорожена, и, когда темнело, он запирал калитку, чтобы никто впотьмах не ходил по перрону. Родители школьников, которым зимой после уроков было далеко идти в обход, написали на него жалобу. Они предлагали «устроить калитку в заборе у ворот около станции. Ключ будет у учительницы, и калитка будет отворяться...».

Начальники станций «перед назначением на должность подвергались экзамену на знание: положения о сигналах; правил технической эксплуатации; общего соглашения между Российскими железными дорогами о взаимном пользовании вагонами; телеграфного дела; существующих тарифов и таксировки грузов и т.п.», сообщают отраслевые документы XIX века. Кандидатов на должность представлял начальник отделения, а назначал начальник службы движения дороги. Среди требований были: возраст не старше 50 лет, владение русским языком, «неимение физических недостатков, мешающих исполнению должностных обязанностей».

Известный руководитель российского железнодорожного транспорта Иван Рерберг в книге «История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первые 25 лет» уточнял: «Назначение на должность (начальников станций. – Ред.) производится не иначе как по испытании их в знании правил, независимо от сего подобные же испытания производятся ежегодно старшими агентами службы». В этой книге приводятся и фамилии начальников станций, которые десятилетиями успешно работали в своей должности с 1860-х годов на этой магистрали: Гимпель, Органовский, Игнатов, Байков, Суркин, Ясейкин, Лотов, Соколов… Примечательно, что этих фамилий нет в списке дипломированных инженеров путей сообщения: высшее образование им не требовалось, даже на самых крупных станциях хватало знаний и опыта работы движенца.

Начальник станции в XIX веке подчинялся начальнику отделения или дистанции. Но даже на небольшой станции он сам руководил серьёзной командой. Сейчас коллеги этих специалистов трудятся в четырёх-пяти службах и дирекциях, а тогда все они были движенцами. Рерберг перечисляет профессии подчинённых начальника станции: его помощник, кассир, письмоводитель, конторщик, весовщик, составитель поездов, ламповщик, сторож, рабочий, бухгалтер, смотритель товарного двора, пломбировщик, наклейщик ярлыков, начальник стрелочного поста, носильщик и даже прислужница при дамской комнате. Подчинялись ему и телеграфисты. Телеграфные аппараты на казённых железных дорогах содержались за счёт телеграфного ведомства, а на частных – за счёт дороги. Кроме депеш, которые обеспечивали управление движением, разрешалось принимать и частные депеши, связанные с железной дорогой: о забытых вещах, о времени приезда пассажира или для вызова к станции экипажа.

Конечно, чем ниже был класс станции, тем меньше был её штат. К примеру, если станция относилась к III и IV классам, начальнику полагалось выполнять, кроме собственной, работу, которая сейчас входит в обязанности его дежурного помощника и кассира. В свою очередь, на любой станции оба эти работника в случае болезни начальника должны были без малейших затруднений выполнять все его функции.

Зарабатывал начальник станции в царской России от 600 до 1800 руб. в год в зависимости от класса станции и от того, к какой дороге – частной или казённой – она относится. Историк железных дорог Виталий Семилетов писал, что на рубеже XIX и ХХ веков начальник станции Нижний Новгород Московско-Казанской дороги имел оклад 850 руб. и при этом рядом с вокзалом бесплатную квартиру из пяти комнат (правда, очень небольших – общая её площадь была около 52 кв. м), для начальников станций всегда строили жильё. Сравним масштаб заработков и цен того времени: врач получал в год 600–1200 руб., начальник паровозного депо – 1200 руб., стрелочник – 182 руб., переездная сторожиха (была и такая должность) – 41 руб. Такой работник транспорта, как бурлак на Волге, в сезон мог заработать за месяц 8–12 руб. А вот цены на вокзале Нижнего Новгорода: буханка хлеба – 5 коп., щи – 12–20 коп., каша – 12 коп., самый дешёвый билет до Москвы – 2,3 руб., самый дорогой, в I классе, – 11,5 руб.

Начальник станции был уважаемым в городе человеком и старался поддерживать доброе имя – и своё, и железной дороги. На станции Вязники начальник Степан Кнушевицкий приобрёл сотни книг для местной библиотеки, а когда в городе случился большой пожар, передал сотни рублей на строительство домов для погорельцев.

Но, наверное, самую большую известность среди его коллег в царской России получил Иван Озолин. Так получилось, что осенью 1910 года именно на его станции Астапово внезапно сошёл с поезда больной Лев Толстой, покинувший Ясную Поляну. Озолин совершил настоящий подвиг, сделав всё, чтобы спасти великого писателя. Он отдал ему свою квартиру, организовал уход и взял под контроль сложнейшую ситуацию, когда на маленькую станцию хлынули тысячи поклонников Толстого, репортёров, полицейских чинов, всевозможное начальство. Вскоре от пережитого у начальника станции случился инсульт. Семья писателя нашла лучших врачей, но спасти Ивана Озолина не удалось. А Россия увидела: самыми достойными в непростой трагической ситуации показали себя железнодорожники, именно начальник станции, который не просто исполнял инструкции, а по-настоящему заботился о жизни всех, кто оказался в Астапове.