Птицы и животные городских ландшафтов. Каков животный мир культурных ландшафтов, как он создается? Изменение и развитие культурного ландшафта

Широко распространено и во многих случаях оправдано мнение, что деятельность человека приводит к обеднению животного мира.

Считается, что фауна культурных ландшафтов однообразнее, включает в себя меньшее количество видов, т. е. проще, чем фауна природных ландшафтов.

Так бывает, однако, далеко не всегда. Обеднение - это всего лишь частный случай, а не закон культурного ландшафта. Нередко бывает, что в культурных ландшафтах встречается большее количество видов животных, чем в исходных. Плотность населения птиц (т. е. численность птиц каждого вида) в садах и парках городов, в полезащитных насаждениях тоже нередко выше.

Знание закономерностей фауны культурных ландшафтов даст нам возможность свести на нет частные случаи обеднения животного мира, а также и случаи массового размножения в культурном ландшафте вредных видов животных.

То, что численность, например, птиц в культурных ландшафтах бывает нередко выше, чем в аналогичных им природных, отмечено уже многими натуралистами. Иногда увеличение численности происходит быстро, практически сразу после того, как произойдут изменения в природе. Особенно это заметно в засушливых (аридных) районах, где деятельность человека обычно усложняет структуру ландшафтов и повышает их продуктивность. А более сложная, пестрая структура местности привлекает к себе и большее количество животных.

Мы можем здесь указать, что в зоне целинных степей неполная распашка территории вызывает резкое увеличение численности основных (фоновых) птиц степи. Такое увеличение было установлено для полевого, черного и белокрылого жаворонков в 5 раз, а полевого конька даже в 30 раз. Правда, если степь полностью распахана, значит, возникшая было пестрота в ландшафте несколько ослабла, численность опять снижается, но не до исходной. У белокрылого жаворонка, например, она остается выше исходной в 5 раз.

Аналогичное явление наблюдается и в других местах. В Юго-Западной Африке на территориях, распаханных под культуру кукурузы, немедленно появляются в большом количестве два вида коньков, которые в не населенной человеком части этой страны встречаются редко.

Достаточно появиться в пустыне караванной тропе, как тотчас же вдоль ее концентрируется значительное количество птиц. Еще в большей степени этому содействуют колодцы. Около поселений человека и внутри их в пустынной зоне появляется обычно много новых видов птиц, особенно если около построек посажены еще и деревья.

Подобное, хотя, быть может, и не в такой степени, наблюдается и в других ландшафтно-географических зонах. Известный исследователь животного мира Швейцарии П. Жеруде докладывал международному орнитологическому конгрессу, что развитие культурного ландшафта в этой стране способствовало расселению и увеличению численности многих видов птиц. В Польше в некоторых городах плотность населения птиц выше, чем в их естественных местообитаниях. Наблюдения и подсчеты, произведенные в ФРГ, показывают, что на кладбищах, в садах и парках индустриальных районов республики число видов птиц и густота их населения выше, чем вне городов. Тоже происходит и в Финляндии.

Исключительно большая плотность населения птиц отмечена в городах Ферганской долины. Летом в отдельных местах Ферганы и других городов можно подсчитать до 60 экземпляров птиц на гектар городской площади. В это же время в сельскохозяйственных угодьях - лишь 5-6 на такую же площадь, а в естественных местообитаниях - всего 1,5-2,2.

Таким образом, нельзя утверждать, что фауна культурных ландшафтов обязательно беднее и проще фауны естественных ландшафтов. Бывает обеднение, бывает, и притом нередко, и обогащение. Особенно интересно, что ландшафт больших городов оказывается подчас больше населен животным миром, нежели культурный ландшафт сельской местности. Впрочем, это легко понять. Поля имеют теперь однообразную структуру: одна и та же полевая культура на значительной площади. Постоянная обработка почвы исключает возможность гнездования наземных птиц. Грызуны, населяющие верхний слой почвы, тоже в этих условиях чувствуют себя затруднительно.

По мере развития культурных ландшафтов число видов животных, их населяющих, не уменьшается, а увеличивается. Животные, которые расценивались ранее как вполне чуждые культурным ландшафтам, начинают постепенно привыкать к ним и вселяются в них.

Конечно, кроме животных, которые легко примиряются с новыми условиями жизни, созданными человеком, и становятся его настоящими соседями (синантропные виды), есть также виды, которые решительно избегают этого соседства: им нужна действительно дикая природа. Поэтому в течение многих лет принято было разделять животных (по отношению их к культурным ландшафтам) на две категории: спутников культуры и беглецов от нее. Считалось, что огромное большинство видов животных - это «беглецы от культуры». Между тем теперь выявляется, что есть виды, которые, хотя и не следуют за культурой так решительно, как некоторые истинные синантропы, тем не менее «принимают» ее и, не ослабляя своих старых природных привязанностей, вселяются в культурный ландшафт довольно широко. Кроме того, немало видов животных, которые с течением времени постепенно изменяют свое отношение к культурному ландшафту и если не становятся его «спутником», то во всяком случае его не избегают.

Точно еще не подсчитано, но вполне очевидно, что список видов животных, положительно относящихся к культурному ландшафту, будет очень велик. В пего следует внести не только тесно и широко связанные с культурными ландшафтами виды, но и те, которые встречаются лишь кое-где, или не живут постоянно в культурном ландшафте, но регулярно его посещают в поисках корма и, наконец, появляются около человека в зимнее время.

Широко известный «беглец от культуры» - стрепет не боится уже распашки степей. В поисках защитных мест он уводит свой выводок на земли, запятые зерновыми культурами. Известны уже случаи, например, в Югославии, когда стрепет устраивал гнездо на пшеничном поле. Осторожные кулики-сороки гнездятся теперь иногда и на полях. То же делают большие кроншнепы. В научной литературе опубликовано уже довольно большое количество фактов, свидетельствующих о многих неожиданных случаях связи животных, в особенности птиц, с культурными ландшафтами.

Культурные ландшафты существуют уже давно. Столь же давно соседствуют с человеком разные виды животных. В рыцарских замках поселялись совы и летучие мыши, черные крысы. На полях было раздолье серым куропаткам, зайцам, а в некоторых странах и кроликам. Так называемая фараонова мышь, или ихневмон, в Северо-Восточной Африке с давних пор держит себя в постройках человека как в своей собственной вотчине. Другой африканский представитель семейства виверровых - нандипия издавна поселялся в домах, имея там постоянный источник пищи - крыс, мышей, тараканов. В городах Индии, и особенно в храмовых постройках, всегда были обычны обезьяны гульманы.

За длительное время многие виды животных изменили около человека свои повадки и тем не менее следует подчеркнуть здесь одну характерную черту животного мира культурных ландшафтов. Несмотря на давность привыкания к человеку и к созданным им условиям жизни, видов животных, которые были бы свойственны исключительно культурному ландшафту и нигде кроме него не встречались, не существует.

Таким образом, фауна культурных ландшафтов формируется за счет дикой фауны без видообразования. Во всяком случае это можно утверждать по отношению к группам животных, лучше с этой точки зрения известных. Все виды млекопитающих и птиц культурных ландшафтов - это пришельцы со стороны. Каких-либо коренных изменений в образе жизни и тем более в строении тела (морфологии) для того, чтобы выжить в соседстве с человеком, им, по-видимому, не потребовалось.

Есть, конечно, некоторое количество видов зверей и птиц, которые живут теперь почти исключительно в культурных ландшафтах и процветают в них. И однако все они могут жить и в ландшафтах естественных, так как это их первоначальная родина.

Тем не менее, конечно, можно выделить преимущественно синантропные виды и виды, главным образом (или исключительно) свойственные естественным ландшафтам. Поэтому, когда говорят о животных культурных ландшафтов, различают две категории их: вобранные виды и приведенные. Для зоогеографа, например, такое разделение имеет существенное значение.

Приведенные виды приходят в данную местность вслед за появлением там свойственного им ландшафта (иногда сразу, иногда с запозданием - это уже другое дело).

Вобранные виды входят в культурный ландшафт в данной местности из окружающих культурный ландшафт местообитаний. (Не надо, однако, придавать этому подразделению абсолютного значения: все приведенные виды в какой-то части своего ареала были вобранными.)

Возьмем, для примера, нашего обыкновенного домового воробья (это коренной житель Старого Света, для Северной Америки новая птица, появившаяся там в XIX веке). В Старом Свете домовый воробей вошел где-то в части своего ареала в культурный ландшафт, а потом расселился по нему. Следовательно, он в одних местах вобранный вид, а в других - где он расселялся - приведенный. В Новом Свете это всюду приведенная культурным ландшафтом птица. В особенности хорошо это видно в Южной Америке: домовый воробей вошел там в местную фауну, расселяясь исключительно по культурному ландшафту, там, где есть европейские постройки. И для многих районов Сибири домовый воробей - приведенная птица. Ханты называют его даже именем, которое в переводе означает «птичка, сидящая на углу русской избы». По культурному ландшафту расселялся в Северной Америке скворец. Коренной житель Канарских островов - канареечный вьюрок расселялся в Европе (и достиг сейчас городов Прибалтики, а также Киева, Полтавы) как приведенная птица. К этой же категории в Белоруссии, на Украине и в республиках Прибалтики принадлежит кольчатая горлица.

Коноплянка и зеленушка - типично вобранные птицы. Они селятся по перелескам, различным кустарникам и оттуда входят в культурный ландшафт, гнездясь даже в таком большом городе, как Москва.

В дальнейшем следует поговорить об этом более обстоятельно, а сейчас рассмотрим несколько подробнее процесс создания фауны культурного ландшафта на примере птиц - наиболее изученной группы животных. Проследим за этим параллельно с процессом формирования ландшафта.

Первое проникновение птиц в культурный ландшафт относится, конечно, к тому времени, когда его в современном смысле этого слова еще не было. Существовали только «островки», зачатки культурных ландшафтов, фауна которых находилась под полным влиянием окружающих природных условий. И сейчас можно видеть, что на плетне, у лесной сторожки (очажок культурного ландшафта) сидят горихвостка и серая мухоловка, а на плетне, возле казахской зимовки - каменка и желчная овсянка. В шалаше, устроенном в лесу, появляется крапивник (хотя бы только ради ночлега), а в солдатских палатках Александра Македонского на перевалах между Гильментом и Индом строили свои гнезда деревенские ласточки. Все это «свои», вобранные виды.

Ни шалаш, пи даже изолированный домик в лесу не приводили к сколько-нибудь заметным изменениям в окружающей природе. Солдатские палатки были для птиц не чем иным, как множеством внезапно появившихся аналогов их естественных мест гнездования - светлых открытых пещер, и птицы их использовали. Однако пастушеские сооружения в степи и предгорьях представляли для птиц уже некоторое преимущество по сравнению с их естественными местообитаниями. Около стад всегда множество насекомых, а шалаши, палатки, юрты и более солидные сооружения типа зимовок давали обширные возможности гнездования вблизи особо кормных мест. Проникнув в подобные «островки» в пределах своей области обитания - в горах и предгорьях - ласточки получили возможность расширить ее дальше в степь, где переходили на постройки других типов, становясь, таким образом, типичным элементом фауны культурного ландшафта, в одном месте - вобранным, а в другом - приведенным. Видимо, сходным же образом, но через другой «мост» - каменные постройки типа башен происходило проникновение в культурный ландшафт и последующее расселение в нем в качестве уже приведенного вида, черного стрижа.

Конечно, переход ласточек для гнездования из пещер в легкие сооружения скотоводов - это лишь один путь проникновения птиц в культурные ландшафты. Вполне вероятно, что кишлаки и города предгорий древней Азии также служили «мостом», обеспечивающим переход некоторых видов птиц (ласточек и других представителей скального комплекса) к гнездованию вблизи человека. Цепь кишлаков, идущая от гор в пустынные местности низовий Сырдарьи и Амударьи, служила, конечно, хорошим экологическим руслом для проникновения первоначально горных видов на равнину уже в качестве специфических представителей культурного ландшафта (приведенные виды). В дальнейшем некоторые из них широко распространились и теперь вместе с расширением этого ландшафта расселяются во вес новые места. Однако у них в том или ином месте сохраняются их естественные гнездования. По-видимому, возможности дальнейшего расширения их ареалов велики, но не безграничны. Предел могут положить климатические условия, а также конкуренция, сопротивление со стороны местных видов.

Формирование фауны культурных ландшафтов может происходить и другим путем. Как и в первом случае, сначала на небольших «островках» культурного ландшафта поселяются виды, безразлично относящиеся к тем небольшим изменениям в обстановке, которые вызваны сооружениями человека. При этом нередко наблюдается количественное обогащение фауны по сравнению с «естественными» местообитаниями. Так, например, когда на месте глухого однообразного леса возникает опушка с кустарниками и более богатыми для некоторых видов кормовыми условиями, происходит и качественное обогащение фауны, т. е. увеличение ее видового разнообразия. Наблюдается как бы «стягивание» на небольшой участок некоторых видов, которые в других условиях живут более разреженно. Можно пройти большое расстояние по лесу и только у лесной сторожки встретить гнездящуюся там белую трясогузку, горихвостку. Если возникает город, в некоторых случаях происходит уничтожение старой фауны и появление небольшого количества специфичных видов, например воробьев и ласточек.

Наблюдается, однако, и противоположный процесс. Поселок, разрастаясь, может включать в себя известные элементы первоначального биотопа (в виде садов, парков, древесных насаждений у дорог и озелененных кладбищ), и некоторые лесные, главным образом кустарниковые и опушечные, виды животных остаются в нем. При дальнейшей трансформации ландшафта и замене всех естественных местообитаний распаханными полями населенные пункты с их садами остаются единственными местами, где могут еще жить виды животных, исчезнувшие в окрестностях городов. Вобранные виды становятся, таким образом, характерными для культурного ландшафта в его отдельных определенных частях. Но использования ландшафта для расширения ареала в данном случае все же не происходит, так как ареал вида, обитающего в культурном ландшафте, перекрывается его естественным ареалом.

Продолжающееся расширение запятой культурным ландшафтом площади в конечном счете может привести к охвату им всей местности и полному вытеснению естественных природных местообитаний. Тогда вид на всем своем ареале станет принадлежать только культурному ландшафту, других мест для него не остается. Таким образом, будучи повсеместно вобранным в культурный ландшафт, он приобретает по характеру своего размещения в ландшафтах все черты приведенного вида. Однако еще нельзя назвать ни одного вида животных, по крайней мере из наземных позвоночных, полностью утратившего первоначальную связь со своими естественными ландшафтами.

Обратим теперь внимание на внеевропейские страны, принадлежащие к другим фаунистическим областям и соответственно имеющие совсем другие естественноисторические условия существования животных и иную историю фаун.

Некоторые виды животных, квалифицированные нами для территории Европы как вобранные, превращаются там в виды, свойственные исключительно культурному ландшафту, т. е. приведенные (это было отмечено уже для домового воробья и скворца). Так, многие виды птиц широколиственных лесов и полей (полевой жаворонок, черный и певчий дрозды, обыкновенный скворец, а также майна, грач, китайская горлица, зеленушка, зяблик, обыкновенная овсянка, щегол, огородная овсянка и др.) размножились, например, в Новой Зеландии, как виды, специфические для культурного ландшафта, приведенные им. Культурный ландшафт европейского типа распространился в Новой Зеландии быстро, и местные виды (за исключением очень немногих) не успели приспособиться к нему, как туда хлынул поток уже давно связанных с этим ландшафтом европейских птиц, европейских и североамериканских млекопитающих.

Распространение животных на новых территориях во многих случаях происходит параллельно с распространением там культурного ландшафта. Так расселяется, например, по территории северной Евразии домовый воробей. По мере распространения на север в Восточной Европе сельскохозяйственного ландшафта расселяются и появляются там, где и их раньше не было, серые куропатки, обыкновенные хомяки, зайцы-русаки.

Однако нередки случаи, когда происходит расселение новых видов животных по уже давно сформировавшемуся на значительной территории культурному ландшафту (тот же воробей, а также скворец в Северной Америке). При этом вид в короткий срок выходит за пределы своего первоначального ареала и может случиться, что новая «культурная» часть его ареала будет превосходить и намного его первоначальную «естественную» область распространения.

Очень показателен в этом отношении канареечный вьюрок. В течение примерно столетия он быстро расселялся по «уже готовому» культурному ландшафту. При этом он укоренялся сначала в городах и поселках, а затем переселялся из городов в их окрестности. Расселение канареечного вьюрка по территории Советского Союза происходит и в настоящее время.

Не менее показательна кольчатая горлица. По-видимому, она вобрана в культурный ландшафт где-то в Передней Азии, давно уже была свойственна культурному ландшафту Балканского полуострова, за исключением, однако, Греции, в последние десятилетия она распространилась по территории Средней Европы и в настоящее время обычна для городов у южных берегов Балтийского моря, южной Швеции и юго-восточной Англии. В этих местах она специфичная, приведенная птица культурного (городского) ландшафта.

Расселение по «уже готовому» культурному ландшафту происходит, конечно, и в случаях интродукции (проникновение вида в совсем новые для него места). Яркий пример кроме указанного уже расселения скворца и домового воробья в Северной Америке также расселение колорадского жука и белой бабочки в Европе.

Однако есть еще и иной тип расселения видов животных, фактически без расширения ареала, а только с его «уплотнением». Нечто подобное наблюдается у сойки в городах Европы (она гнездится теперь в Берлине, Лейпциге, Гамбурге, Лондоне и в других городах материка). В этом случае происходит вселение сойки в города без расширения ареала. Подобное явление называют иногда внутриареальным расселением.

Сравним с интересующей нас точки зрения фауну птиц культурных ландшафтов палеарктической и эфиопской областей.

Широкое заселение и земледельческое освоение степного ландшафта Юго-Западной Африки происходило примерно за три - пять последних десятилетий. При этом оно не сопровождалось появлением там новых видов птиц. В результате возникший культурный ландшафт имеет своих птиц, свойственных эфиопской области, вобранных этим ландшафтом здесь же, на месте.

В то время как в Средней Азии (Палеарктика) в кишлаках наблюдается множество гнезд черногрудого воробья, гнезда чеглока, тювика, черного коршуна, бухарской синицы и т. д., в садах Юго-Западной Африки много гнезд трех видов ткачиков; там, где есть открытая вода, сейчас же появляется капская трясогузка, а при наличии более высоких деревьев гнездится земляной дрозд. Различия в достаточной степени очевидны.

Что касается видов, гнездящихся непосредственно на строениях и, следовательно, проявляющих наибольшую степень сипантропизма, то, заменяя наших ласточек, городскую и деревенскую, в Юго-Западной Африке в качестве особо частой городской птицы селится скалистая ласточка, здесь в хозяйственных постройках может быть найдено гнездо маленькой перламутровогрудой ласточки; на верандах домов - гнездо полосатой ласточки. Вместо наших горихвосток в постройках гнездится южноафриканская церкомела, вместо домового воробья - дамарский, часто встречается каменка «горная», а в качестве общего вида с культурным ландшафтом Западной Европы может быть названа сипуха. Надо заметить, однако, что сипуха - космополитически распространенный вид.

Иные виды птиц - в культурном ландшафте Судана. В поселках там обычен воробьиный ткачик и наряду с домовым воробьем (общий у Судана с Европой вид) еще молитеизис и серый. Надо заметить, что два последних вида воробьев известны и в Юго-Западной Африке, но гнездования их в поселках там не отмечено. Общий у Судана с Юго-Западной Африкой (но не с Палеарктикой) белый и капский вороны. Из скворцов в поселениях Судана можно встретить два вида бронзовых. Там, как, впрочем, и по всей эфиопской области, гнездится малый стриж. Есть здесь и только что названная малая горлица. Интересно, однако, что кольчатая горлица (правда, особый подвид, который выделяется некоторыми орнитологами в отдельный самостоятельный вид) в городах и поселках Судана не гнездится. В городах Кении и Танзании обычны птицы-мыши. Это особый отряд птиц, свойственный только Эфиопской области.

Если проводить сравнение с фауной культурных ландшафтов Индомалайской зоогеографической области, то в садах Индии и Бирмы можно видеть виды кустарниц и бульбулей (два семейства воробьиных птиц, охватывающих большое количество видов, из которых в Палеарктике известны только несколько, в СССР - два). В южной Азии в постоянном соседстве с человеком встречается черный дронго, филиппинский и мадрасский ткачики, два вида мунии, некоторые нектарницы. Одна из обычнейших птиц культурного ландшафта там обыкновенная майна. (Впрочем, надо отметить, что майна на глазах современного поколения орнитологов широко расселилась по Средней Азии и известна теперь на севере вплоть до Чимкента.) Кроме названной майны в Южной Азии встречается еще черноголовая майна и в Таиланде - хохлатая; как специфическая птица городов Шри Ланка может быть назван еще ушастый скворец. Нашу палеарктическую ворону в городах Южной Азии заменяет особый вид вороны. Это настоящая городская птица, напоминающая галку.

В Индокитае можно увидеть в городах на деревьях (например, в Ханое) гнездовые колонии азиатских малых бакланов, гнездятся там и белокрылые цапельки. В постройках держатся пятнистые сычи, в садах и парках - кукушка-марелипус, в Ханое круглый год живут своеобразные сороки рода Китта.

Что касается австралийской фауны птиц, то она находится в несколько особом положении, так как там имеется довольно большое количество видов, приведенных культурным ландшафтом из другой зоогеографической области, преимущественно из стран Малайского архипелага. Это вполне понятно, если учесть, что культурный ландшафт Австралии - молодое географическое образование. Оно стало возникать в ту пору, когда межконтинентальные связи были уже достаточно интенсивны. Одни виды культурного ландшафта приведены туда непосредственно человеком, другие вселились и без его непосредственной помощи. Кроме того, но причине молодости культурных ландшафтов местные, вобранные в них виды просто не имели времени «закрепить» свои позиции и противодействовать появлению пришельцев, что наблюдалось, например, в Южной Африке.

Коренные обитатели (эндемики) Австралии уступают обычно место в культурном ландшафте своим «старшим» собратьям, пришедшим из других зоогеографических областей. Так, зебровая горлица вытесняется из городов Австралии китайской горлицей. Случайно попавшие на этот материк мускатные вьюрки успешно вытесняют местных, в городах, в частности, - зебровых вьюрков.

И тем не менее в садах Австралии гнездится рядом с домами и даже может быть встречена сидящей на подоконнике эндемик этого материка - атласная беседковая птица. Она иногда ворует через окно украшения для своей токовой площадки. В садах Западной Австралии во множестве встречается крупная гульдова белоглазка. Как говорят, она замещает там домового воробья. Могут быть названы также свои виды нектарниц, ткачиков и медососов, местная лесная «ласточка» (артамус), эндемичные виды попугаев, голубей и т. д. Местами в культурный ландшафт вселился полулапчатый гусь. Таким образом, некоторое количество собственных птиц культурного ландшафта имеет и австралийская зоогеографическая область. В городах Австралии встречаются, как уже отмечалось, свои млекопитающие, например кузу и даже иногда утконос.

Для наглядности можно более подробно сравнить фауну птиц Палеарктики, Эфиопии и Южной Азии в отношении наиболее связанных с человеческими поселениями видов птиц - стрижей и ласточек. Здесь наблюдается следующее. В городах СССР обычны черный и белопоясный стрижи, причем оба вида гнездятся и в естественных условиях. В Эфиопской области и в Южной Азии черного стрижа нет, а белопоясный лишь частично охватывает своим ареалом Индомалайскую область. Зато в городах Южной Азии обычен малый стриж (может быть встречен и в самых южных частях Палеарктики). Он также гнездится и вне культурных ландшафтов. Для Африки и Южной Азии в качестве птицы культурных ландшафтов должен быть назван еще и пальмовый стриж. На Филиппинах он живет и в поселках, а в северном Таиланде - исключительно вблизи человека. Последнее объясняется тем, что пальмовый стриж гнездится на кокосовых пальмах, которые культивируются там человеком и принадлежат в Таиланде исключительно культурному ландшафту (следовательно, здесь пальмовый стриж уже приведенная птица). Особенно любопытно, что в Бирме в провинциях Чин и Качин, где названные пальмы редки, стриж изменил свои повадки и устраивает гнезда на сельских домах или в туннелях, т. е. непосредственно вблизи человека. Также и в Западной Африке (Республика Заир), где пальмы редки, пальмовый стриж, как пишут наблюдатели, откладывает яйца и выводит птенцов среди пальмовых листьев, покрывающих крышу построек.

Любопытно, что белопоясный стриж, обычный для поселений человека в Палеарктике, в части своего ареала, относящейся к Индомалайской области, в городах не встречается. Какое-то отношение к человеку (к его сооружениям) он имеет только в Бирме, где тысячами пар гнездится в виадуках в Шаньской провинции.

К палеарктическим ласточкам, гнездящимся на постройках, относятся деревенская ласточка, или касатка, рыжепоясничная и городская ласточка, или воронок. Кроме того, вблизи человека, но только в качестве исключения в постройках, делает гнезда береговая ласточка, у мостов и изредка по арыкам - заходящая с юга в Палеарктику нитчатая ласточка. Но ее следует считать принадлежащей культурным ландшафтам в основном индомалайской фауны. В Африке, в жилищах преимущественно туземного типа, устраивает гнезда эфиопская ласточка, абиссинская, в западных частях материка - также гамбийская и скалистая (иная, чем у пас) ласточки. В Юго-Западной Африке в культурный ландшафт включаются названные уже ранее перламутровогрудая и полосатая ласточки. В Восточной Африке могут быть встречены в качестве гнездящихся под крышами птиц ласточки ангольская и белогорлая.

Впрочем, это не полный перечень ласточек Африки, которые связаны с постройками. Но и названных достаточно, чтобы попять, что даже в синантропной фауне географические различия проявляются вполне определенно в тех случаях, когда культурный ландшафт имеет большую древность, как, например, в Южной Азии и Африке. В случае недавнего возникновения этого ландшафта в его фауне могут преобладать приведенные виды и притом иногда расселившиеся из других зоогеографических областей, что наблюдается в культурных ландшафтах Австралии и особенно на Гавайских островах и в Новой Зеландии.

Относительно таких ярко выраженных синантропов, как ласточки, следует сказать еще несколько слов. Большое количество их видов принадлежит палеогейской суше. И там можно наблюдать полный ряд видов с переходом от гнездования вне всякой связи с человеком к видам, только иногда гнездящимся на постройках или внутри их, затем - в равной степени использующим как культурный, так и естественный ландшафт, и, наконец, к почти исключительно гнездящимся на постройках и внутри их. Любопытно при этом, что все они принадлежат культурному ландшафту только в тех областях, которые охватываются их естественными ареалами. Таким образом, настоящих приведенных видов у ласточек палеогейской суши, видимо, нет. Нет, следовательно, и существенного расширения ареала с помощью культурного ландшафта. Можно говорить, видимо, только о локальном приведении и о впутриареальном расселении по культурному ландшафту в пределах первоначального естественного ареала. Нитчатая и рыжепоясничная ласточки, так же как и малый стриж, распространены кроме палеогейской суши в той или иной степени и в Палеарктике, но и они не приведены туда человеком: это их естественный ареал. Лишь в отдельных деталях распространения рыжепоясничной ласточки можно увидеть, что культурный ландшафт способствует расширению ее ареала. Видимо, только одна деревенская ласточка (касатка) действительно многократно расширила (в направлении к северу) свой ареал в качестве приведенной туда культурным ландшафтом птицы.

В Евразии многие специфичные для культурного ландшафта виды птиц расселяются на север только по этому ландшафту. Однако есть одно интересное исключение: городская ласточка - столь ярко выраженный синантроп - на севере Якутии гнездится без какой-либо связи с человеческими постройками в береговых обрывах реки Анабар под 72° с. ш. Подобное же отмечено недавно и для реки Индигирки. Здесь самые северные места распространения этого вида птиц. Живут они там без «помощи» человека.

Не увеличивая далее количество примеров, можно сказать в отношении птиц, связанных с постройками человека, что фауна их в разных зоогеографических областях является производной фауны своей зоогеографической области, а то, что некоторые виды принадлежат не одной только области, объясняется прежде всего положением их естественного ареала, искони расположенного в двух или более фаунистических областях. Даже приведенные виды, которые расселяются вместе с культурным ландшафтом на значительные расстояния, останавливаются обычно у границ «своей» зоогеографической области.

Не надо забывать при этом, что одноименные культурные ландшафты разных географических зон, а тем более материков, принадлежащих различным зоогеографическим областям, часто сходны только внешне. На самом деле там разные типы поселений, различные культуры растений, способы обработки земли и климатические условия не одинаковы. Поэтому на фоне большого числа специфических для данной местности видов общие для нескольких географических зон, а тем более фаунистических областей виды отходят на второй план.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Тема урока: «Птицы культурных ландшафтов».

Задачи: дополнить, уточнить, и расширить знания учащихся о птицах городов и поселков, дает представление о приспособленности птиц к условиям обитания вблизи жилья человека; способствует развитию познавательного интереса ребят к природе и ее изучению, экологическому образованию и воспитанию учащихся.

Оборудование: наборы рисунков или дидактического материала с изображением птиц, проигрыватель, пластики с записями голосов птиц, таблицы.

План урока:

    Организационный момент .

1. Создание рабочих групп учащихся

2. Вступительное слово учителя

Отряд воробьиных птиц охватывает огромное количество видов и большое количество семейств. Больше половины населяющих землю видов птиц принадлежит этому отряду. Воробьиные – это птицы средней и мелкой величины. Клюв у них различной формы. Крылья могут быть длинными или короткими и тупыми. Большинство связано с древесной растительностью.

Для них характерно устройство тщательно сделанных гнезд, которые строятся на деревьях, на земле, в норках, человеческих постройках.

Птица разнообразна (семена растений, насекомые). Огромное большинство полезные птицы.

3. Распределение заданий . Каждая группа выбирает конверт, в который вложены задания, тексты с характеристикой птиц одного из изучаемых семейств, иллюстрации или дидактические материалы.

Задания.

    Прочитайте данный вам текст.

    Рассмотрите рисунки.

    Ответьте на вопросы для закрепления.

    Сделайте выводы о приспособленности птиц к среде обитания.

    Подготовить сообщение об особенностях внешнего вида и биологии наиболее распространенных птиц данного семейства с использованием таблиц.

    Сформулируйте вывод об общих признаках птиц данного семейства.

Вопросы для закрепления .

    Каковы общие признаки птиц данного семейства?

    Чем питаются эти птицы,и каковы особенности строения их клюва?

    Каковы особенности гнездования птиц данного семейства?

    Какую роль в природе играют эти птицы?

    Изучение нового материала.

    1. Самостоятельная работа (10 минут): изучение внешнего вида и особенности биологии семейства 1) ткачевые, 2) вороновые, 3) синицевые, 4) скворцовые,5) трясогузковые, 6) ласточковые

Семейство ткачевые. (Слайд 5,6)

Объединяют довольно разнообразных по внешнему облику птиц. Большинство видов ведет древесный образ жизни.

Телосложение их плотное, голова округлая, шея короткая, клюв конической формы. Крылья у большинства видов короткие и закругленные. По земле передвигаются прыжками. Любят купаться в пыли или песке. Держаться стаями, некоторые даже в период гнездования.

Домовой воробей – одна из наиболее широко известных птиц. Вес его составляет 23-25г, он отличается коричнево-бурой окраской и серой «шапочкой». Самец имеет черные горло и грудь, самка вся буровато-серая.

Домовые воробьи – оседлые птицы, приспособились жить вблизи жилья человека. Зимой они часто встречаются на улицах, около мусорных баков, на помойках. Нередко можно услышать их негромкое чириканье: «Чуть-жив, чуть-жив!»

Весной они начинают кричать громко и часто, как бы «Жив! Жив! Жив!»

Гнезда воробьи устраивают под крышами деревянных построек, в щелях обшивки. В зимнее время питаются в основном зерновым кормом, могут посещать кормушки. Весной поедают насекомых вредителей. Только для одного выводка птицы собирают 500-700 насекомых.

Полевой воробей – по величине несколько меньше домового, отличается также и по коричневому темени, черным пятнам на белых щеках и двум светлым полоскам на крыле.

Гнездится в естественной обстановке – по опушкам рощ и парках.

Полевой воробей несколько более насекомояден. Зимой он приносит большую пользу, склевывая семена сорняков.

Семейство вороновые .(Слайды 7,8,9,10,11,12)

К этому семейству относятся наиболее крупные представители отряда воробьиных птиц. Для них характерно плотное телосложение, сильные ноги большой конической формы клюв; оперение черной или пестрой окраски, у многих с металлическим блеском.

Грач - крупная птица, оперение у него черное. Кочующая птица, напоминающая о себе «гра-а, гра-а», от которого происходит название.

Галка – оседлая птица, средней величины, черная, с серым «платочком» на голове. В зимнее время они часто кормятся вместе с воронами в стаях, а весной птицы разбиваются на пары и устраивают себе гнезда в дуплах деревьев, в вентиляционных отверстиях зданий. Птицы выдают себя характерным криком «гал-ка, гал-ка». Галка – всеядная птица, часто питается на помойках.

Сорока – птица средней величины, имеющая яркую черно-белую окраску: голова, шея, верхняя часть груди, хвост и крылья черные с металлическим отливом, брюшко и крупные пятна на плечах – белые.

Летает тяжело, часто взмахивая крыльями.

Крик – громкое резкое стрекотанье. Гнезда строит на деревьях, чаще на березе, они имеют вид шара, состоящего из сухих прутьев и веток. Внутри него расположена чаша, вымазанная глиной. Питается сорока червями насекомыми, не брезгует мелкой лягушкой.

Семейство ласточковые .(Слайд 13,14)

Короткий и широкий, особенно в основании клюв, большой разрез рта, узкие и очень длинные крылья, широкая грудь и в тоже время изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, наконец, вильчатый хвост – признак по которому легко отличить представителей этого семейства от других птиц.

Деревенская ласточка , или касатка, как ее называют в народе, имеет вильчатый хвост, у которого крайние перья – косицы длинные и тонкие. Верх тела – черно-синий, брюшная сторона белая, лоб и горло ржаво-коричневые.

Это типичная перелетная птица, появляется у нас в первых числах мая и щебечет.

Ласточки не очень хорошие летуны, обычно они вьются не далеко от гнезда. Гнездо деревенской ласточки – открытая чашечка, прикрепленная боком к стене деревянной постройки. Гнездо лепится из комочков глины, смоченных слюной, и соломы, внутри мягкая подстилка, на которой из яиц выводятся птенцы. Для них ласточки ловят в воздухе мелких насекомых и кормят птенцов до 600 раз в день.

Семейство синицевые.(Слайд 15,16)

Это семейство объединяет подвижных бойких птиц с коротким прямым клювом. Оперение у них густое, мягкое, крылья сравнительно короткие. В окраске синиц типичны белые «щечки».

Большая синица – самая крупная из всех синиц, немного больше воробья. От других синиц отличается черной продольной полоской – «галстуком» на желто-зеленой груди, на затылке – светлое пятно.

В смешанных и лиственных лесах часто слышится ее голос: «Синь-синь-верр». Начинает петь она свою брачную песнь в нашей местности в начале февраля. В это время, в конце зимы стайки кочующих синиц разбиваются на пары. Гнезда птицы размещаются в дуплах деревьев.

Главная их пища – насекомые, которые синица поедает и летом и зимой. Особенно полезна для человека ее зимняя деятельность, когда она на деревьях расклевывает яйца непарного шелкопряда. Одновременно синицы могут поедать семена различных растений, причем крупные раздалбливают, зажав прямо в лапах. В летнее время синицы питаются сами и кормят птенцов исключительно насекомыми. Выводки у них очень большие в одном выводке вырастает до 14-15 птенцов. Обычно за лето бывает два выводка.

Семейство скворцовые .(Слайд 17,18)

Птицы этого семейства плотного телосложения, с коротким хвостом и длинными крыльями, довольно длинный тонкий клюв и сильные задние конечности. Питаются насекомые плодами и ягодами.

Скворец обыкновенный появляется у нас ранней весной вслед за грачами. Сначала прилетают самцы, занимают скворечник и начинают петь. Однако если скворечника нет, птицы селятся в дуплах. Самки прилетают через несколько дней. Из сухой травы и растительных остатков птицы начинают внутри скворечника или дупла сооружать гнездо. Яйца насиживают по очереди оба родителя, оба и вскармливают птенцов, принося им пищу с огородов и полей до 320 раз в день.

Птенцы сначала беспомощны, а к концу третьей недели начинают громко кричать, подпрыгивать к летку за кормом, помогая при этом себе крыльями, высовываются из гнездовья. Через 21-23 дня после появления на свет они покидают гнездо.

Семейство трясогузковые . (Слайд 19,20)

Объединят мелких птиц размером с воробья. Ноги у большинства видов тонкие и длинные, с большими слабо загнутыми когтями, хорошо приспособленными к передвижению по земле; средних размеров клюв тонкий и прямой.

Типичный представитель – белая трясогузка . Очень ловко и быстро бегая по земле, эта птичка беспрестанно потряхивает своим хвостиком. Трясогузка имеет черно-белую окраску, выделяется черная шапочка, горло и грудь.

Держится она в одиночку и парами, на земле, около водоемов, где поедает летающих над влажной почвой насекомых.

На дачах, приусадебных участках она появляется, как будто инспектор, срезу после перекопки почвы, легко бегает по грядкам, склевывает летающих насекомых и как бы проверяя качество обработки почвы.

    1. Отчеты групп с демонстрацией таблиц, обсуждение, оценка каждой группы (3 минуты).

    Формулирование выводов и их обсуждение.

    Задание на дом: кроссворды, загадки, стихи, отзыв об уроке, рисунок птицы на уютном гнезде.

Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования менялся и животный мир. Одни виды исчезали, другие становились малочисленными и сохранялись лишь на не тронутых человеком угодьях. Но многие более жизнестойкие виды зверей и птиц, несмотря на резкое изменение среды, сумели приспособиться и осели в необычных для них стациях.

Вырабатывая нужные биологические особенности, они меняют не только состав пищи, но и гнездовой биотоп и становятся типичными представителями культурного ландшафта — птицами, живущими в городе .

Для России эта группа пернатых богата видами. Примерно около 80 видов городских птиц – почти 24 % всего состава орнитофауны – гнездятся, кормятся в культурных ландшафтах или регулярно посещают их.

Птиц, гнездящихся непосредственно в строениях человека, так называемых синантропов, в России насчитывается всего 13 видов. К ним относятся полевой и дымовой воробьи, серый и даурский скворцы,сизый и скалистый голуби, три вида ласточек – городская, даурская и касатка, белая и горная трясогузки, бело-поясной стриж и сибирская горихвостка.

Но последние три вида столь же часто встречаются и в своих естественных местах обитания. Кроме того, в садах, парках и скверах гнездятся на деревьях и в кустарнике более привычные для нас городские птицы — вороны, сороки, обыкновенный и черноголовый дубонос, китайская зеленушка, большая синица, гаичка, сорокопут-жулан, вертишейка и ряд других.

Культурный ландшафт России преимущественно уже не молодой, его формирование началось в глубокой древности. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще во 2-3 веках нашей эры здесь было развито земледелие. В дальнейшем последовало нашествие монголов, начались войны, разрушения, гибель целых культур.

Ураган опустошения пронесся над страной и местами превратил цветущий край в безлюдную пустыню. Это, в свою очередь повлияло на численность зверей и городских птиц культурного ландшафта Древней Руси.

Для сравнения можно привести следующие данные. На Крайнем Севере, где культурный ландшафт самый молодой и еще только формируется, орнитофауна довольно бедна – всего лишь 12-13 видов птиц, а южнее, в бассейне реки Колымы – 20 видов пернатых. В средней полосе России фауна культурного ландшафта представлена уже 36 видами городских птиц , а в Средней Азии, обладающей самой древней культурой видов городских птиц уже больше полусотни.

Таким образом, можно считать, что человеческая деятельность не всегда приводит к обеднению животного мира. Преобразуя природу, создавая культурные ландшафты, всегда можно добиться сохранения зверей и птиц, а порой и обогатить фауну новыми видами.

Разделы: Биология

Учебно-воспитательные задачи урока.
Образовательные:

  • сформировать знания об особенностях строения птиц городов и поселков;
  • дать представление о приспособленности птиц к условиям обитания вблизи жилья человека;
  • ознакомить обучающихся с видовым составом птиц культурных ландшафтов.

Развивающие

  • развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • ее индивидуальные особенности;
  • формировать умения работать с тестами, рисунками, таблицами, дополнительной литературой;
  • научить учащихся формулировать выводы;
  • развивать мышление учащихся, речь.

Воспитательные

  • расширять кругозор;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • формирование экологической культуры.

Здоровьесберегающие

  • смена видов деятельности во время урока;
  • соблюдение правильности осанки во время урока.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-проблемный.

Приемы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, организация работы в группах, взаимоконтроль.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); решение проблемных ситуаций; индивидуальная работа.

Оборудование:

1. Таблицы.

2. Карточки.

3. Уроки биологии 7 класс “Кирилл и Мефодий”.

I. Приветствие. Настрой учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме "Экологические группы птиц. Птицы культурных ландшафтов ". Но перед началом нашего урока прошу вас закрыть глаза и повторить за мной: я спокоен, сосредоточен, внимателен! У меня все получится! Желаю вам интересного урока, а вы пожелайте мне заинтересованных учеников!

II. Проверка знаний и умений.

Звучат голоса птиц. Учитель: слышите? Это веселая песня жаворонка! А это знакомая всем трель соловья. Это звонкоголосый певчий дрозд, а это зарянка вещает о начале нового дня. Да, мир без птичьего щебета был бы скучен. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев...

Сегодня мы продолжим разговор о наших пернатых друзьях. Но сначала давайте вспомним, какие экологические группы птиц по месту обитания выделяют? (Птицы леса, птицы побережий водоемов и болот, птицы степей и пустынь, птицы открытых пространств, птицы культурных ландшафтов, водоплавающие).

Мы изучили экологическую группу птиц - птицы леса.

Заполняем самостоятельно таблицу на карточках, которые вы получили в начале урока.

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Cегодня мы познакомимся еще с одной экологической группой птиц. Послушайте голоса этих птиц и попробуйте узнать, каким птицам они принадлежат и в каких местах живут эти птицы. (Звучат голоса воробья, вороны, скворца, большой синицы). Школьники называют птиц, их фотографии проецируются на экран.

Учитель: Вы совершенно правы. Этих птиц можно встретить в парках, садах, огородах, вблизи жилища человека - это птицы культурных ландшафтов.

Тема урока проецируется на экране, записывается в тетради.

2. Вводный рассказ учителя.

Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования менялся и животный мир. Одни виды исчезали, другие становились малочисленными и сохранялись лишь на не тронутых человеком угодьях. Но многие более жизнестойкие виды зверей и птиц, несмотря на резкое изменение среды, сумели приспособиться и осели в необычных для них местах обитания. Вырабатывая нужные биологические особенности, они меняют не только состав пищи, но и гнездовой биотоп и становятся типичными представителями культурного ландшафта – городскими птицами.

Для Средней полосы России эта группа пернатых богата видами. Примерно около 80 видов городских птиц – почти 24 % всего состава орнитофауны – гнездятся, кормятся в культурных ландшафтах или регулярно посещают их.

Птиц, гнездящихся непосредственно в строениях человека, так называемых синантропов, в России насчитывается всего 13 видов. К ним относятся воробьи, скворцы, голуби, три вида ласточек, трясогузки, стрижи, горихвостки. Кроме того, в садах, парках и скверах гнездятся на деревьях и в кустарнике более привычные для нас городские птицы – вороны, сороки, обыкновенный и черноголовый дубонос, китайская зеленушка, большая синица, гаичка, сорокопут-жулан, вертишейка и ряд других.

Культурный ландшафт России преимущественно уже не молодой, его формирование началось в глубокой древности. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще во 2-3 веках нашей эры здесь было развито земледелие. В дальнейшем последовало нашествие монголов, начались войны, разрушения, гибель целых культур. Ураган опустошения пронесся над страной и местами превратил цветущий край в безлюдную пустыню. Это, в свою очередь повлияло на численность зверей и городских птиц культурного ландшафта Древней Руси.

Для сравнения можно привести следующие данные. На Крайнем Севере, где культурный ландшафт самый молодой и еще только формируется, орнитофауна довольно бедна – всего лишь 12-13 видов птиц, а южнее, в бассейне реки Колымы – 20 видов пернатых. В средней полосе России фауна культурного ландшафта представлена уже 36 видами городских птиц, а в Средней Азии, обладающей самой древней культурой видов городских птиц уже больше полусотни.

Таким образом, можно считать, что человеческая деятельность не всегда приводит к обеднению животного мира. Преобразуя природу, создавая культурные ландшафты, всегда можно добиться сохранения зверей и птиц, а порой и обогатить фауну новыми видами.

К воробьинообразным относится более половины всех птиц. Вследствие громадного числа существующих видов и большого разнообразия их внешности очень трудно перечислить общие признаки птиц этого отряда. Размер их колеблется гораздо значительнее, чем птиц других отрядов, большое разнообразие признаков предоставляют строение их клюва и ног, крыльев и хвоста, оперение и окраска его.

Некоторые из них проводят всю жизнь на деревьях, другие - на деревьях, некоторые - обитатели воздуха. Воробьиные - моногамные птенцовые птицы. Для них характерно устройство тщательно сделанных гнезд, которые строятся на деревьях, на земле, в норках, на камнях, в постройках. Пища их разнообразна. На основании строения голосовых связок, пальцев ног и других особенностей строения и образа жизни воробьиные подразделяют на 4 подотряда: рогоклювые, кричащие, полупевчие и певчие.

Подотряд певчие характеризуется сложным устройством нижней гортани, наличием большого количества голосовых мышц. Многие обладают способностью к пению. В подотряде 49 семейств. Рассмотрим некоторые из них.

Сообщения обучающихся

1. Семейство ткачиковые.

Объединяют разнообразных по внешнему облику птиц. Большинство видов ведет древесный образ жизни. Телосложение их плотное, голова округлая, шея короткая, клюв конической формы. Крылья у большинства видов короткие и закругленные. По земле передвигаются прыжками. Любят купаться в пыли или песке. Держаться стаями, некоторые даже в период гнездования.

Домовой воробей – одна из наиболее широко известных птиц. Вес его составляет 23-25 г, он отличается коричнево-бурой окраской и серой “шапочкой”. Домовые воробьи – оседлые птицы, приспособились жить вблизи жилья человека. Зимой они часто встречаются на улицах, около мусорных баков, на помойках. Нередко можно услышать их негромкое чириканье: “Чуть-жив, чуть-жив!” Весной они начинают кричать громко и часто, как бы “Жив! Жив! Жив!” Гнезда воробьи устраивают под крышами деревянных построек, в щелях обшивки. В зимнее время питаются в основном зерновым кормом, могут посещать кормушки. Весной поедают насекомых вредителей. Только для одного выводка птицы собирают 500-700 насекомых.

Полевой воробей – по величине несколько меньше домового, отличается также и по коричневому темени, черным пятнам на белых щеках и двум светлым полоскам на крыле. Гнездится в естественной обстановке – по опушкам рощ и парках. Полевой воробей несколько более насекомояден. Зимой он приносит большую пользу, склевывая семена сорняков.

2. Семейство вороновые.

К этому семейству относятся наиболее крупные представители отряда воробьиных птиц. Для них характерно плотное телосложение, сильные ноги большой конической формы клюв; оперение черной или пестрой окраски, у многих с металлическим блеском.

Грач - крупная птица, оперение у него черное. Кочующая птица, напоминающая о себе “гра-а, гра-а”, от которого происходит название.

Галка – оседлая птица, средней величины, черная, с серым “платочком” на голове. В зимнее время они часто кормятся вместе с воронами в стаях, а весной птицы разбиваются на пары и устраивают себе гнезда в дуплах деревьев, в вентиляционных отверстиях зданий. Птицы выдают себя характерным криком “гал-ка, гал-ка”. Галка – всеядная птица, часто питается на помойках.

Сорока – птица средней величины, имеющая яркую черно-белую окраску: голова, шея, верхняя часть груди, хвост и крылья черные с металлическим отливом, брюшко и крупные пятна на плечах – белые. Летает тяжело, часто взмахивая крыльями. Крик – громкое резкое стрекотанье. Гнезда строит на деревьях, чаще на березе, они имеют вид шара, состоящего из сухих прутьев и веток. Внутри него расположена чаша, вымазанная глиной. Питается сорока червями насекомыми, не брезгует мелкой лягушкой.

3. Семейство ласточковые.

Короткий и широкий, особенно в основании клюв, большой разрез рта, узкие и очень длинные крылья, широкая грудь и в тоже время изящное телосложение, короткие и слабые лапки, малопригодные для передвижения по земле, наконец, вильчатый хвост – признак по которому легко отличить представителей этого семейства от других птиц. Деревенская ласточка , или касатка, как ее называют в народе, имеет вильчатый хвост, у которого крайние перья – косицы длинные и тонкие. Верх тела – черно-синий, брюшная сторона белая, лоб и горло ржаво-коричневые. Это типичная перелетная птица, появляется у нас в первых числах мая и щебечет. Ласточки не очень хорошие летуны, обычно они вьются не далеко от гнезда. Гнездо деревенской ласточки – открытая чашечка, прикрепленная боком к стене деревянной постройки. Гнездо лепится из комочков глины, смоченных слюной, и соломы, внутри мягкая подстилка, на которой из яиц выводятся птенцы. Для них ласточки ловят в воздухе мелких насекомых и кормят птенцов до 600 раз в день.

4. Семейство синицевые.

Это семейство объединяет подвижных бойких птиц с коротким прямым клювом. Оперение у них густое, мягкое, крылья сравнительно короткие. В окраске синиц типичны белые “щечки”.

Большая синица – самая крупная из всех синиц, немного больше воробья. От других синиц отличается черной продольной полоской – “галстуком” на желто-зеленой груди, на затылке – светлое пятно. В смешанных и лиственных лесах часто слышится ее голос: “Синь-синь-верр”. Начинает петь она свою брачную песнь в нашей местности в начале февраля. В это время, в конце зимы стайки кочующих синиц разбиваются на пары. Гнезда птицы размещаются в дуплах деревьев. Главная их пища – насекомые, которые синица поедает и летом и зимой. Особенно полезна для человека ее зимняя деятельность, когда она на деревьях расклевывает яйца непарного шелкопряда. Одновременно синицы могут поедать семена различных растений, причем крупные раздалбливают, зажав прямо в лапах. В летнее время синицы питаются сами и кормят птенцов исключительно насекомыми. Выводки у них очень большие в одном выводке вырастает до 14-15 птенцов. Обычно за лето бывает два выводка.

5. Семейство скворцовые.

Птицы этого семейства плотного телосложения, с коротким хвостом и длинными крыльями, довольно длинный тонкий клюв и сильные задние конечности. Питаются насекомые плодами и ягодами.

Скворец обыкновенный появляется у нас ранней весной вслед за грачами. Сначала прилетают самцы, занимают скворечник и начинают петь. Однако если скворечника нет, птицы селятся в дуплах. Самки прилетают через несколько дней. Из сухой травы и растительных остатков птицы начинают внутри скворечника или дупла сооружать гнездо. Яйца насиживают по очереди оба родителя, оба и вскармливают птенцов, принося им пищу с огородов и полей до 320 раз в день. Птенцы сначала беспомощны, а к концу третьей недели начинают громко кричать, подпрыгивать к летку за кормом, помогая при этом себе крыльями, высовываются из гнездовья. Через 21-23 дня после появления на свет они покидают гнездо.

6. Семейство трясогузковые.

Объединят мелких птиц размером с воробья. Ноги у большинства видов тонкие и длинные, с большими слабо загнутыми когтями, хорошо приспособленными к передвижению по земле; средних размеров клюв тонкий и прямой.

Типичный представитель – белая трясогузка. Очень ловко и быстро бегая по земле, эта птичка беспрестанно потряхивает своим хвостиком. Трясогузка имеет черно-белую окраску, выделяется черная шапочка, горло и грудь. Держится она в одиночку и парами, на земле, около водоемов, где поедает летающих над влажной почвой насекомых. На дачах, приусадебных участках она появляется, как будто инспектор, срезу после перекопки почвы, легко бегает по грядкам, склевывает летающих насекомых и как бы проверяя качество обработки почвы.

Выступление обучающихся сопровождается показом на экране представителей семейств, прослушиванием их голосов.

По окончании выступлений обучающихся подводятся итоги и заполняется таблица

IV. Закрепление знаний и умений.

1. Тест "Строение птиц". Выбрать верные суждения.

1. Все птицы способны к полету.

2. Киль, как выступ грудины, способствует рассеканию воздуха при полете птиц.

3. Цевка у птиц образовалась путем срастания нескольких костей стопы.

4. У птиц на ногах обычно 4 пальца: три из них направлены вперед, а один - назад.

5. Клюв птицы - это видоизмененные верхние и нижние челюсти, лишенные зубов.

6. У всех птиц образовался зоб, как расширение пищевода.

7. Пища из пищевода попадает в мускульный желудок, а из него в железистый.

8. Воздушные мешки птиц - часть их дыхательной системы.

9. Основное значение дыхательных мешков - уменьшение трения между внутренними органами при полете.

10. Сердце у птиц четырехкамерное.

11. Пуховые перья и пух - одно и тоже.

12. Крылья птиц опускаются и поднимаются благодаря действию грудных мышц.

13. Кожа птиц тонкая и сухая.

14. У птиц хорошо развит передний мозг и мозжечок.

15. У птиц хорошо развито зрение и обоняние.

16. Мочевой пузырь у птиц небольшой.

17. У птиц имеется клоака.

18. У птиц один круг кровообращения.

19. Птицы - теплокровные животные.

20. Ребро птицы состоит из двух частей.

Необходимо к 1 варианту из предложенной информации выбрать верные суждения (3, 4, 5, 8, 10, 13, 14, 17, 19, 20), 2 варианту - неверные суждения (1, 2, 6, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 18).

Логгерхед только родился,
В перья и пух принарядился,
И морозы его никогда не возьмут -
Шубка и шапки из перьев растут.

Логгерхед - морская черепаха, представитель класса Пресмыкающиеся; наличие перьев - признак класса Птицы.

Красавица гаттерия хитра, хоть и мала.
Ей не страшны песок, трава, жара.
Лишь только почует, что сложная жизнь,
Взмахнет крылом и мчится ввысь.

Гаттерия - клювоголовая ящерица, ровесница динозавров; наличие крыльев - видоизмененных передних конечностей - это признак класса Птицы.

2. Определить роль птиц культурных ландшафтов в природе и жизни человека.

  • Научное и эстетическое значение.
  • Регулирование роста и развития растений, питание их семенами.
  • Способствование распространению плодов и семян, расселению растений.
  • Звено в цепях питания (растение-насекомые-воробей-кошка).

3. Решение экологических задач:

  • Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малышей, родители трудятся по 17 часов в сутки, скармливая птенцам более 300 гр вредных насекомых. Рассчитайте, сколько насекомых уничтожит колония скворцов из 25 пар в период выкармливания птенцов – 17 дней. (127,5 кг насекомых)
  • Пара ласточек в период выкармливания прилетает к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз 0,5 гр насекомых. Период выкармливания длится 20 дней. Сколько килограммов насекомых уничтожают в период выкармливания три пары ласточек. (12 кг)
  • “Сережа очень жалел воробьев, особенно когда начинались сильные морозы. Бедняги сидели взъерошенные, неподвижные, подобрав под себя замерзшие лапки, и терпеливо ожидая угощения” В.Чаплина “Крылатый будильник”. А почему в зимнюю стужу птицы нахохливаются? (В пространстве между перьями находится воздух, а он плохо проводит тепло. Чем рыхлее оперение, тем больше в перьевом покрове воздуха, а следовательно, уменьшается потеря тепла от горячего тела птицы)
  • А правильно ли с научной точке зрения выражение: “Птицам не так страшен холод, как голод” Почему? (У птиц интенсивный обмен веществ и высокая температура тела, пища в их организме быстро переваривается. Некоторые птицы съедают в 2-3 раза больше пищи, чем весит их тело. Пока есть пища, птицам холод не страшен, так как перьевой покров хорошо их защищает)

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Александр Яшин

Птицы городских ландшафтов


Цель работы Показать многообразие птиц г. Ростова-на-Дону Раскрыть биологические особенности и особенности «поведения» птиц Показать взаимное влияние человека и птиц друг на друга


Задачи: Составление частичного видового списка птиц, встречающихся на территории города Ростова-на-Дону. Выяснение характера пребывания птиц на территории города . Изучение распределения птиц в черте города


Городские птицы Многие века человек, прямо или косвенно воздействуя на природу, менял ее облик. Вслед за изменением условий существования менялся и животный мир. Одни виды исчезали, другие становились малочисленными и сохранялись лишь на не тронутых человеком угодьях. Но многие более жизнестойкие виды зверей и птиц, несмотря на резкое изменение среды, сумели приспособиться и осели в необычных для них стациях. Вырабатывая нужные биологические особенности, они меняют не только состав пищи, но и гнездовой биотоп и становятся типичными представителями культурного ландшафта – городскими птицами.


По мере разрастания городов одни виды птиц навсегда покидают урбанизированные территории, другие сразу приспосабливаются к городской жизни, третьи сначала отступают, а потом возвращаются и осваивают измененные ландшафты. Приспособление птиц к жизни в городе происходит слишком быстро, чтобы его можно было объяснить действием естественного отбора. В основе урбанизации птиц лежат изменения в поведении, ведущие к формированию особой «городской» популяционной структуры. Некоторые виды птиц, вытесняемые из привычных мест обитания растущими города ми, удивительно быстро приспосабливаются к совершенно новым для них условиям жизни в городе. При этом у птиц появляются устойчивые изменения поведения, происходит отказ от характерных для данного вида стереотипов выбора местообитания, корма и мест гнездования. «Местом старта» птичьей урбанизации обычно служат поселения в пригородных лесах или скопления на зимовку в самом городе. Оттуда идет направленное «рекрутирование» птиц в состав формирующейся городской популяции.


Наиболее характерные птицы для города



Ворона серая Ворона-крупная птица,которую можно узнать по окраске. В народе говорят,что на ней «черный фрак на сером жилете». Это оседлая или кочующая птица. Гнезда строит на деревьях, на опорах ЛЭП. Вороны всеядны. Основу их питания составляют различные пищевые остатки,отходы пищевых производств, хозяйственные отбросы на помойках и свалках. Они разоряют гнезда певчих птиц, поедают яйца птенцов. Для уменьшения численности серой вороны в городе необходимо улучшение санитарного состояния территорий и привлечения в парки хищных птиц, регулирующих численность ворон.


Большая синица Самая крупная из всех синиц, немного больше воробья. От других синиц отличается черной продольной полоской-«галстуком» на желто-зеленой груди, на затылке –светлое пятно. Гнезда размещают в дуплах деревьев, в отверстиях между кирпичами, в искусственных гнездовьях. Весной и лето м в рационе большой синицы преобладают насекомые и другие беспозвоночные, зимой возрастает роль семян, а возле жилья человека-пищевых отходов. Вообще, синицы очень смышленые создания. В Англии они научились проклевывать крышки от молочных бутылок и выпивать из них часть молока. С выпадением снега большая часть синиц откочевывает к югу, а остающиеся зимовать особи перемещаются на окраины населенных пунктов.


Скворец Взрослые скворцы окрашены в черный с металлическим отливом цвет. Присмотревшись можно увидеть красноватый, фиолето вый и зеленоватый отливы в оперении. Осень ю на концах контурного пера имеются белые пятнышки, как бы покрывающие тело птицы жемчужной россыпью. Клюв весной желтый, а к осени темнеет. У молодых тусклое буроватое оперение, которое в первую же осень жизни сменяется на взрослый наряд. Весной скворцы одними из самых первых прилетают на места гнездования. Питается различной животной и растительной пищей, по окончании периода гнездования собирается большими плотными стаями. Гнездится преимущественно у жилищ человека, занимая специально для скворцов сделанные и вывешенные искусственные гнездовья, ниши под балконами и крышами и т. п.


Ласточка Короткий и широкий,особенно у основания клюв, большой разрез рта, узкие и очень длинные крылья, широкая грудь, и в то же время изящное телосложение, короткие и слабые лапки,малопригодные для передвижения по земле,наконец, вильчатый хвост-признак этого семейства. Гнездо лепится из глины к постройкам. Питаются насекомыми пойманными в воздухе на лету. Городская ласточка часто образует колонии до нескольких десятков и более пар. В период кочевок и осеннего пролета собирается в стаи до нескольких сот особей. Общая численность этого подвида очень велика.


Галка Оседлая птица,средней величины,черная,с серым «платочком» на голове. Самое примечательное у галки - это глаза, черный зрачок которых окружен серо-голубой радужиной, поэтому они кажутся белесыми с серебристым отливом. Питаются галки как животной так и растительной пищей. Среди пищи животного происхождения преобладают насекомые –вредители деревьев и кустарников. В конце лета и осень ю основу рациона составляют зерновки культурных злаков,поздней осень ю и зимой-пищевые отбросы. Пищевая деятельность галок полезна для человека. Для гнездования они выбирают закрытые помещения - дупла деревьев, чердаки. Зимует в населенных пунктах, где обычно встречается вместе с воронами.


Грач Грач –крупная птица,оперение у него черное с металлическим блеском. Вследствие того, что птицы постоянно клювом выкапывают из земли червей и личинок, оперенье у старых птиц вытирается и вокруг клюва видна грязно белая кожа. Гнезда строят на группах деревьев в поселениях человека или вблизи них. Такая колония называется грачевником. Грачевник издали виден и слышен. Основным кормом являются вредные насекомые и их личинки,а также отбросы различных продуктов у жилья человека. Одно из существенных отличий грача от других врановых, ведущих оседлый образ жизни или совершающих осенне-зимние кочевки в пределах гнездового ареала то, что грач для северных районов своего обитания является перелетной птицей.


Разная степень связи птиц с жильем человека


Чем мешают нам птицы? В местах скоплений птиц образуются благоприятные условия для размножения клещей, пухоедов, блох, мух, молей. По оценкам специалистов, от 40 до 90% птиц заражены орнитозами - опасными заболеваниями, передающимся человеку. Птицы также могут быть переносчиками возбудителей таких заболеваний как энцефалиты, бруцеллез, пастереллез и др. Птицы, особенно, воробьи, залетают в крытые помещения (общественные помещения, продуктовые магазины, крытые рынки, пищевые предприятия), где портят продукты, расклевывают упаковки и приводят товары в негодность. Помет птиц портит внешний вид зданий, разрушает металл и отделочные материалы, а также является субстратом, через который передаются различные инфекции (в частности, орнитозы). Синантропные (опасные) виды в городе вытесняют других птиц, которые могли бы гнездится в городских парках. Городские птицы по-своему борются с урбанистическим шумом. Самцы зарянки поют ночью, чтобы красоту голоса могла оценить самка. Синицы в Бельгии переходят на более высокие частоты, а соловьи в Германии стали петь настолько громко, что уже нарушают европейские законы о шумвом загрязнении. Нельзя забывать о возможных нарушениях работы различных служб (линий электропередачи, работы аэропортов и т.д.), вызываемых активностью птиц. По статистике, одной из наиболее частых причин аварий воздушных судов являются столкновения с птицами. Сила удара птицы величиной с чайку при скорости самолета 320 км/ч составляет 3200 кг, при скорости 960 км/ч - 28800 кг. Для наглядного сравнения при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км/ч на высоте менее 2400 м сила удара птицы о самолет в три раза сильнее чем удар 30 миллиметрового снаряда.


Как бороться с птицами Существуют звуковые имитаторы хищных птиц. Создают различные зрительные, акустические и прочие помехи, мешающие птицам ориентироваться в пространстве. Создают различные механические препятствия для посадки и перемещений птиц.


Польза городских птиц Склевывая насекомых и их личинок, семена сорных растений воробьи приносят большую пользу. Они, безусловно, выполняют полезную роль санитаров на городских свалках Когда-то в Китае решили, что воробьи вредят посевам риса, поедая зерно. Объявили награду за воробьиные трупики, вышли дружно, всей коммуной, стали мешать птахам садиться на землю. Изможденных падающих птичек прокалывали и нанизывали на веревочки, сдавали государству. Потом, как и следовало ожидать, пришел Повелитель мух и привел с собой своих маленький друзей-насекомых, которые получше всяких воробьев пожрали посевы. Новых воробьев пришлось покупать за границей. С природой не шутят – слишком дорого получается. Способные и плодовитые китайцы за пределами Китая готовы восстановить поголовье маленьких воробьев на Родине, а тем, в общем, многого и не надо – хотя бы рисовое зернышко свободы. Но постоянно. За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.


Интересные факты о птицах Стрижи используют в качестве строительного материала собственную слюну. С ее помощью они склеивают пушинки, клочки бумаги и прочий мусор, летающий в воздухе. Самое современное гнездо было продемонстрировано на одном из орнитологических съездов: это было воронье гнездо, целиком сделанное из алюминиевой проволоки. Воробьинообразные (самый многочисленный отряд птиц из известных науке) – близкие родичи попугаев и соколов. Дятлы, ястребы, совы и птицы-носороги выглядят очень по-разному, но все являются близкими родичами воробьинообразных. За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз. Французы называют голубя «летучей крысой» Птицы поют не потому что они счастливы. Так они обозначают свою территорию. Самой летающей птицей является черный стриж. В воздухе он может пребывать от 2 до 4 лет. В воздухе он ест, пьет, спит и спаривается. Впервые оторвавшись от земли, стриж пролетает около 500000 километров, прежде чем приземлиться. При полете птицы машут крыльями не вверх и вниз. Их движение скорее происходит вперед и назад, напоминая восьмерку, если смотреть на птицу сбоку. .


Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы - это красота и тайна. Недаром о них сложены прекрасные стихи и тайны, песни, легенды, сказки. Берегите птиц!