Старший поездной диспетчер. Смотреть страницы где упоминается термин диспетчер поездной

В настоящее время в связи с реконструкцией весь диспетчерский аппарат переведен в г. Н.Новгород в Управление дороги и оттуда осуществляется весь процесс перевозок из ЕЦ УПП (единого центра управления процессом перевозок).

Диспетчерским кругом называют участок дороги, работой которого руководит один поездной диспетчер. Разграничивает круги техническая или предузловая станция, которая входит только в один диспетчерский круг.

Локомотивный диспетчер руководит эксплуатацией и подвязкой локомотивов и бригад под поезда, следит за выполнение норм пробега и простоев локомотивов на станциях основного депо Лянгасово и оборотных депо, ведет учет режима работы локомотивных бригад.

Бесперебойное энергоснабжение на электрифицированных участках (главный ход Шахунья-Балезино) обеспечивают два участка энергодиспетчеров - Западный и Северный. Они регулируют загрузку тяговых подстанций питающих линии, принимают меры к быстрейшему восстановлению поврежденных участков, обеспечивают безопасные условия при восстановительных и ремонтных работах на контактной сети.

Обязанности поездного диспетчера.

Основная задача диспетчера - обеспечить продвижение заданного количества поездов по участку с наибольшей скорости, наименьшими стоянками, наилучшим использованием локомотивов и вагонов при безусловном соблюдении безопасности движения и техники безопасности работающих. Для этого он контролирует работу всех станций своего участка; своевременно дает указания дежурным по станциям, машинистам и главным кондукторам по радиосвязи о порядке продвижения всех грузовых и пассажирских, одиночных и вывозных локомотивов, автомотрис и др. подвижных единиц по станциям и перегонам; информирует станции о подходе поездов и грузов; о прицепах и отцепах вагонов со сборными и вывозными поездами; следит за правильным использованием маневровых локомотивов; составляет диспетчерское расписание для поездов, не предусмотренных графиком движения; обеспечивает станции и осуществляет подачу и уборку вагонов на станции погрузки и выгрузки; поддерживает тесную связь с соседними ДНУ своего отделения и смежных отделений. Поездные диспетчера обеспечиваются через 3-4 часа информацией о подходе поездов с других дорог и отделений. Как командир участка диспетчер поддерживает высокий уровень дисциплины в смене, направляет усилия коллектива смены на выполнение планов, имеет право давать необходимые указания и приказы всем работникам, связанным с движением. Его приказы подлежат безоговорочному выполнению. Вышестоящие должностные лица могут отдавать указания по движению только через дежурного поездного диспетчера.

Рабочее место поездного диспетчера.

У каждого поездного диспетчера отдельное помещение; стол с наклонной поверхностью, на которой располагается бланк исполнительного движения. На столе расположены микрофон, репродуктор, вызывной пульт, шкаф для схем станций. Перед диспетчером на стене шкафа с аппаратурой связи - график движения поездов, выше графика - схема участков станций, а если оборудован ДЦ, то светофоры табло. В столе хранятся все официальные материалы: инструкция по движению, сигнализации, ПТЭ, профиль участка, план формирования, карты времени на маневры.

На станциях имеется Журнал диспетчерских распоряжений ДУ-58, папки с оперативными приказами по отделению и дороге. При вступлении на дежурство диспетчер вызывает станции участка, проверяет их, знакомится и знакомит смену с поездным положением на участке, действующими предупреждениями и приказами руководства, изучает положение на станциях, оформляет передачу дежурства в настольном журнале и объявляет номер циркулярного приказа. При этом все станции сообщают кто принял дежурство (ДСП), наличие вагонов на станции, наличие свободных путей, закрепление тормозными башмаками, действующие предупреждения, проводится сверка часов.

ДНЦ ведет график исполненного движения, необходимый для контроля за движением поездов по расписанию, планирования пропуска их по участкам, для анализа графика исполнительного движения. Ведется информация о подходе поездов. Отмечается фактическое следование поездов, отклонение их от графика, причина задержки (если есть), работы по ремонту пути и контактной сети. Линии хода поездов в зависимости от категории отмечаются на графике соответствующим цветом: полувагоны - синие,

Службы перевозок.

Общие положения:

1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность диспетчера поездного Дорожного центра управления перевозками службы перевозок.

2. Диспетчер поездной Дорожного центра управления перевозками службы перевозок назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги по кадрам и социальным вопросам.

3. Диспетчер поездной Дорожного центра управления перевозками службы перевозок непосредственно подчиняется: заместителю начальника службы перевозок - начальнику Дорожного центра управления перевозками, заместителям начальника Дорожного центра управления перевозками, начальнику отдела (по эксплуатации района управления).

4. Диспетчер поездной руководствуется в своей работе Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ; Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах РФ; Инструкцией по сигнализации на железных дорогах РФ; Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по обслуживанию и ремонту технических устройств СЦБ; Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ; Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами; постановлениями, распоряжениями, приказами ОАО «РЖД», железной дороги по организации движения поездов и маневровой работе; уставом ОАО «РЖД», положением о диспетчерском управлении движением поездов в ОАО «РЖД» и настоящей должностной инструкцией.

5. Диспетчер поездной должен знать правила перевозок грузов железнодорожным транспортом; основы оперативного планирования работы диспетчерского участка, показатели и технические нормы эксплуатационной работы; график движения поездов, план формирования поездов и порядок направления вагонопотоков; схемы, профиль путей, техническо- распорядительные акты и технологические процессы работы железнодорожных станций диспетчерского участка; инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов на железных дорогах.

6. Диспетчер поездной взаимодействует в процессе работы с диспетчерами поездными соседних диспетчерских участков, диспетчером дорожным-(по району управления), диспетчером локомотивным (района), диспетчером по регулированию вагонного парка (района), с дежурными по железнодорожным станциям, с диспетчерами маневровыми (станционными) диспетчерского участка, с работниками смежных служб.

7. На время отпусков, командировок или болезни диспетчер поездной Дорожного центра управления перевозками службы перевозок замещается диспетчером поездным этого же центра.

Обязанности;

Диспетчер поездной выполняет следующие функциональные обязанности:

1. Руководит движением поездов на обслуживаемом диспетчерском участке железной дороги, работой единой смены станции диспетчерского участка, обеспечивает выполнение графика и безопасности движения поездов, эффективное использование локомотивов и вагонов, провозной и пропускной способности участка.

2. Организовывает и прогнозирует поездное положение на участке, планирует и организовывает пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и пригородных поездов, формирование и пропуск тяжеловесных, длинносоставных, соединенных поездов, контролирует продвижение поездов по перегонам, своевременный прием, пропуск и отправление поездов станциями, в том числе при нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, в период проведения «окон», при обгонах и скрещения поездов (пассажирских, длинносоставных, с опасными и негабаритными грузами др.), контролирует режим работы локомотивных бригад.

3. Принимает оперативные меры по соблюдению режима труда и отдыха локомотивных бригад, в том числе в пригородном сообщении, в случаях затруднений в пропуске поездов, вызванных нарушениями безопасности движения и нормальной работы устройств и других нештатных ситуациях.

4. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного задания по сдаче порожних вагонов, пропуск поездов со скоропортящимся грузом без простоев на промежуточных станциях и своевременное предоставление «окон».

5. Контролирует работу железнодорожных станций по выполнению заданий по приему, формированию и отправлению поездов, погрузке и

выгрузке вагонов, формированию и отправлению поездов, погрузке и выгрузке вагонов, выполнению качественных показателей работы.

6. Контролирует своевременность передачи сообщений о движении поездов и локомотивов по участку между железнодорожными станциями, дает указания дежурным по станциям по организации движения поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов или отдельных путей перегонов, о переходе с одних на другие средства, сигнализации и связи, об отправлении поездов по неправильному пути.

7. Осуществляет контроль за обеспечением безопасности движения поездов на обслуживаемом диспетчерском участке, анализирует поездное положение, нарушения работы технических средств.

8. Докладывает о нарушениях безопасности движения поездов старшему диспетчеру дорожному, принимает оперативные меры по организации аварийно-восстановительных работ на обслуживаемом диспетчерском участке и своевременному устранению неисправностей технических средств и оборудования.

9. Регистрирует в журнале диспетчерских распоряжений сообщения, полученные от машинистов локомотивов и работников технических служб, о возникших неисправностях, угрожающих безопасности движения, а также информацию об их устранении.

10. Участвует в работе по контролю за соблюдением требований безопасности движения поездов, в том числе посредством проведения проверок на обслуживаемых участках и районах управления железной дороги с выездом на станции, с проездом в кабине машиниста поездного локомотива или моторвагонного подвижного состава.

11. Во время отпусков, командировок или болезни диспетчера поездного исполняет обязанности отсутствующего диспетчера поездного.

Права:

Диспетчер поездной имеет право:

1. вне очереди пользоваться всеми видами связи по вопросам, касающимся обеспечения безопасности движения, пропуску поездов;

2. давать приказы дежурным по железнодорожным станциям, маневровым (станционным) диспетчерам железнодорожных станций, начальникам железнодорожных станций диспетчерского участка касающихся работы участка.

Ответственность:

Диспетчер поездной несет ответственность за:

1. неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

2. нарушение правил внутреннего трудового распорядка;

3. разглашение информации, составляющей коммерческую тайну ОАО «РЖД» и его контрагентов, не соблюдение требований нормативных документов ОАО «РЖД», регламентирующих порядок обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну ОАО «РЖД» и его контрагентов.



Поездной диспетчер

Примерная форма

УТВЕРЖДАЮ

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)

" " ____________ 20__г.

Должностная инструкция
поездного диспетчера
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов.
1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее
высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на
должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее
профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях,
связанных с движением поездов, не менее 3 лет.
1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от
нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется
________________________________________________________________________.
1.4. Поездной диспетчер должен знать:
- Правила технической эксплуатации железных дорог;
- Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах;
- Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
- Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ;
- правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозках по железным дорогам;
- распоряжения и указания руководства управления железной дороги,
отделения железной дороги;
- методические, нормативные и другие руководящие материалы по
организации движения поездов;
- график движения поездов и план формирования поездов и порядок
направления вагонопотоков, схемы, профиль путей,
техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций
участка;
- работу устройств диспетчерской централизации;
- правила работы на ПЭВМ;
- показатели и технические нормы эксплуатационной работы;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии;
- Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
- основы экономики и управления производством;
- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
- Положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
- _________________________________________________________________.
1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск,
болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в
установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности

Поездной диспетчер:
2.1. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском)
участке.
2.2. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения
поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и
локомотивов.
2.3. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и
организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и
пригородных поездов.
2.4. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным
приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при
нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и
скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и
негабаритными грузами поездов и другими поездами.
2.5. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного
задания по сдаче порожних вагонов.
2.6. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и
выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов.
2.7. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема,
отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках,
оборудованных диспетчерской централизацией.
2.8. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по
участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений
станциями.
2.9. Дает указания дежурным по станциям по организации движения
поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с
одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на
однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др.
2.10. Обеспечивает своевременность предоставления "окон", принимает
меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному
устранению неисправностей технических устройств и оборудования.
2.11. Ведет график исполненного движения поездов и другую
установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских
указаний.
2.12. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.
2.13. _____________________________________________________________.

3. Права

Поездной диспетчер имеет право:
3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
вопросам своей деятельности.
3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия
информацию, связанную с вопросами своей деятельности.
3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.5. ______________________________________________________________.

4. Ответственность

Поездной диспетчер несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Привет! Сегодня я расскажу о целой дирекции. На железной дороге существует множество различных служб (иначе их называют дирекции), обеспечивающих беспрерывный процесс работы железнодорожного транспорта и всего того, что с ним связано. Ну для тебя это не секрет, правда? Одной из таких служб является Центральная дирекция управления движением (сокращенно ЦД). Часто всех сотрудников этой службы называют «движенцы», так как одними из их главных функций являются организация движения поездов и управление перевозочным процессом. Проще говоря — они организуют движение поездов.

На каждой железной дороге есть своя дирекция управления движением, которая возглавляется начальником дирекции, а главный штаб управления движением ОАО РЖД находится в Москве. Например, на моей дороге — Дальневосточная дирекция управления движением отвечает за работу всех движенцев по всем регионам дороги, среди которых Владивостокский, Хабаровский, Комсомольский, Сахалинский, Тындинский регионы.

В самой дирекции достаточно много отделов по направлениям работы. Один отдел занимается коммерческими вопросами, другой – взаимодействует с собственниками подвижного состава, третий – работает с клиентами и т.д.

Дежурный по станции

На каждой движенцы являются ключевыми работниками и самым главным является дежурный по станции (сокращенно ДСП). В его обязанности входят:

  • прием и отправление поездов;
  • приготовление маршрута (перевод стрелок, включение сигналов) с помощью пульта управления (им оборудованы только крупные станции);
  • взаимодействие с ответственными работниками за коммерческий и технический осмотр вагонов;
  • контроль закрепления состава после отцепки локомотива;
  • руководство подчиненными работниками, участвующими в перевозочном процессе.

Также, ДСП беспрерывно ведет различную документацию, вносит в рабочие журналы всю информацию, связанную с движением поездов.

Поездной диспетчер

Работу дежурного по станции контролирует поездной диспетчер (сокращенно ДНЦ), рабочее место которого находится в другом здании, в моей случае, вообще в другом городе, в Хабаровске. Дежурного и диспетчера соединяет специальная внутренняя телефонная связь. С машинистами поездов ДНЦ использует радиосвязь. Поездной диспетчер руководит движением поездов на своем участке (который может объединять десятки станций):

  • он отвечает за график движения поездов;
  • контролирует следование поездов по перегонам;
  • своевременное их отправление со станций;
  • работу станций по своевременной погрузке и выгрузке вагонов;
  • в случае закрытия путей или перегонов информирует дежурных по станциям на своем участке.

Также поездной диспетчер занимается организацией аварийно-восстановительных работ, принимает меры по устранению неисправностей технических устройств. Рабочее место ДНЦ оборудовано диспетчерским пультом или компьютером с установленной на нем программой диспетчеризации. Поездной диспетчер, также как и дежурный по , может управлять стрелками и сигналами на своем участке. Только для этого станция должна быть оборудована диспетчерской централизацией.

Маневровый диспетчер

На в связке с ДСП также работает маневровый диспетчер (ДСЦ) и дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Маневровый диспетчер (другое название – станционный) в отличие от поездного диспетчера находится на станции и отвечает за организацию движения поездов только на своей станции.

Напомню, что поездной диспетчер руководит движением поездов на участке с несколькими станциями и находится в здании Единого дорожного центра управления перевозками. На каждой железной дороге свой такой центр, в котором несколько поездных диспетчеров. У каждого ДНЦ, повторюсь, свой участок (другое название участка – круг).

Так вот, маневровый диспетчер, как и дежурный по станции, в оперативном порядке подчиняется ДНЦ. Выполняет его распоряжения. Кроме того, в обязанности ДСЦ (маневрового диспетчера) входит следующее:

  • планирование и организация маневровой работы на станции;
  • обеспечение своевременной подачи местных вагонов под погрузку/выгрузку в адрес организаций (Клиентов станции) примыкающих своими подъездными ж/д путями к станционным путям;
  • подготовка ж/д составов к отправлению.

Также ДСЦ руководит станционными работниками (машинисты маневровых локомотивов, составители поездов, регулировщики скорости) которые участвуют в маневровом процессе. В общем, сортировкой вагонов и формированием поездов по направлениям руководит именно ДСЦ.

Дежурный по станции отправляет поезда уже сформированные маневровым диспетчером. Если поезд транзитный ДСЦ обеспечивает наличие свободного пути для принятия/пропуска этого поезда. Помогает маневровому диспетчеру дежурный по сортировочной горке (ДСПГ). Рабочее место его (как и у ДСП, ДСЦ) находится на станции в здании поста ЭЦ (пост электрической централизации) – помещение в котором располагаются все технические средства для управления движением поездов и организации маневровой работы.

Обычно это 2-х, 3-х этажное здание со «стеклянным полукругом» на верхних этажах. Этот полукруг — своего рода балкон, с которого открывается хороший обзор на станционные пути. Построен пост ЭЦ недалеко от сортировочной горки, с которой происходит роспуск вагонов по разным путям. Вот за этим стеклянным полукругом и находится пульт, с помощью которого ДСПГ переводит стрелки — для того, чтобы вагон или группа вагонов, отцепленных составителем на горке, попали на нужный путь.

Дежурный по сортировочной горке, согласно распоряжениям маневрового диспетчера, передает по радиосвязи или через громкоговоритель указания составителям поездов, регулировщикам скорости движения вагонов (башмачники). Объясняет сколько вагонов, и на какой путь необходимо отцепить. Регулировщики скорости с помощью специального тормозного башмака снижают скорость отцепленного с горки вагона при его соединении с уже стоящими на пути вагонами. Некоторые станции с механизированными сортировочными горками, которые оборудованы пневматическими вагонными замедлителями, обходятся без регулировщиков скорости.

И всем этим коллективом руководит , про него я пишу отдельную статью, где хочу рассказать что конкретно входит в его обязанности, чтобы каждый понял как много ему приходится знать и уметь чтобы управлять. Так что подписывайся на обновление блога. Кстати если у тебя есть замечания, то обязательно укажи их в комментарии.

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Вид графика на однопутном участке железной дороги

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

· Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов

· Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка

· Данные об использовании локомотивов



· Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток

· Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях

· Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов

· Действующие предупреждения, требующие снижения скорости

· Движение поездов по неправильному пути

· Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

· Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)

· Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:

· Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)

· Изменение пунктов скрещения и обгона поездов

· Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)

· Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)

· Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).